«Мелочи жизни»

С давних времен женщины используют различные украшения и аксессуары, как с целью практичной, так и для собственного удовольствия.

Каждая эпоха отличалась чем-то особенным, создавала свои причудливые образы для подражания. Например, в ХII – ХVII веках неотъемлемой принадлежностью любой светской дамы было наличие ручного зеркальца или же зеркальца для сумочки. Не иметь его при себе считалось очень дурным тоном. Поэтому зеркальце вставляли в веер, держали на золотых цепочках у пояса, делали на нем миниатюрную гравировку. И только тогда, когда стали делать большие зеркала, в человеческий рост, маленькие зеркальца утратили свое ведущее место в мире моды.

В ХIХ – ХХ веках некоторые детали женского образа являлись обязательными, и их отсутствие считалось неприличным. Например, дама не могла выйти на улицу, не надев перчатки и шляпу. А более знатные дамы обязательно использовали зонтик не только для защиты от солнца, но и согласно этикету.

Сегодня эти правила не актуальны, но количество аксессуаров увеличилось, они стали разнообразнее и интереснее. Современная мода не требует обязательного ношения чего-либо, зато позволяет усовершенствовать образ и придать яркость стилю с помощью ярких и оригинальных деталей.

Слово «аксессуар» французского происхождения, оно означает «дополнение», «сопутствующая деталь». Но при создании модного и современного образа большинство аксессуаров являются не дополнительными, а основными деталями, которые позволяют женщине выразить свою индивидуальность и придать гармонию наряду.

Перечень женских аксессуаров довольно велик. Это сумки, платки, зонтики, шарфы, шляпки, броши, заколки, очки, часы, ремни и пояса, браслеты, кулоны и многие другие мелочи, которые придают внешнему виду эффектность и своеобразие.

Трудно представить образ элегантного, стильного, изящного человека без аксессуаров. Взгляните на старые фото-открытки, хранящиеся в фондах музея, – практически все знаменитые певицы, актрисы театра и кино дополняют свой образ украшениями, шарфиками, перчатками, очками и т.д. Создание единого и уникального образа – неотъемлемая часть жизни представительниц прекрасного пола. Всем известна фраза законодательницы мод Коко Шанель: «Для того, чтобы быть незаменимой, нужно всегда быть разной». Замечательная фраза, стоит только задуматься, и можно понять, что так называемой «изюминки» и уникальности образа не так уж сложно и добиться. А помогут в этом различные аксессуары!

Выставка «По одежке встречают» , 2016 год

Невозможно единожды купить аксессуары на все возможные жизненные случаи, они накапливаются постоянно и подходят каждый к отдельному случаю, дню и сезону. Зачастую они быстро выходят из моды, но затем возвращаются снова.

Но существуют предметы, которые веками остаются востребованными и являются знаком отличного вкуса.

В фондах Музейного ресурсного центра на протяжении десятилетий бережно хранятся вещи, которые мы называем «мелочи жизни», но без которых жизнь женщины немыслима. И у каждой из этих вещей своя тайна, своя история…

Любая женщина помнит свою первую сумку, как и первые туфли на каблуках, первое взрослое платье. Каждая из сумочек хранит память о тех днях, когда владелица доверяла ей все: жалованье, письма и многое такое, о чем знали только они – женщина и сумочка.

Изначально люди пользовалась мешками из шкур для хранения и переноса еды и домашней утвари. Затем мешки сменили размер, став меньше. На них появились ремешки, и они стали удобнее. Каждая народность украшала мешочки сообразно своим понятиям о красоте. Долгое время сумки служили мешочками для хранения денег. Мужской и женский мешочки отличались только тем, что мужчины носили его закрепленным на поясе, а женщины на шнурках. Затем стали класть в мешочки личные предметы – зеркальца, табакерки, нюхательные соли. Во время правления Людовика XIV появляются карманы, и у мужчин освобождаются руки. Мешочек остается прерогативой женщин, но видоизменяется. То есть становится неотделимой и отличительной частью женского гардероба.

Дамская сумочка из черной замши, 1940-1950 годы

В России во времена Елизаветы I стали изготавливать шелковые сумки, прошитые золотыми нитями. Конечно, они стоили дорого – их могли носить только обеспеченные дамы. Сумочка стала отличительным знаком сословий.

Современные сумки для женщин — неотъемлемая деталь гардероба

Сейчас деньги перекочевали в кошельки. Но сущность сумки не изменилась за столетия. Все так же сумочки являются складом всевозможных мелочей – кошелька, косметички, бумажных платочков, влажных салфеток, мобильного, расчески, лекарств и многого другого. Как шутят мужчины – сумка женщины похожа на гараж. В ней можно найти самые невероятные вещи и порой дама сама теряется в своей сумочке, не зная, что же там лежит.

Из небольшого кусочка ткани, который всегда прятался в складках юбки, сумка трансформировалась в произведение искусства и ни один дизайнерский показ не обходится без нее.

В фондах Музейного ресурсного центра хранится уникальная женская вещь – небольшая сумочка из бархата, украшенная полоской желтого металла, застежкой из черной пластмассы и ручкой в виде двух петель. Сумочке более 70 лет!

Сегодня практически каждая модница в своей шкатулке драгоценностей имеет хотя бы одну брошь. Этот аксессуар в сочетании с правильно подобранной одеждой придает образу аристократичность и женственность.

Интересно, когда появилась первая брошь?

Сложно предположить, что броши – самый древний вид украшений. Большая история броши началась с появлением первых людей. Примитивное приспособление, изготовленное из подручных средств (растения, зубы или кости) выполняли функцию скрепления одежды. Когда первобытный человек впервые надел что-то большее, чем набедренная повязка – у него появилась необходимость скрепить эту одежду.

Брошь из бивня мамонта, 2004 год

Колючки и шипы растений первыми выполняли эту функцию, потом их заменили изогнутые острые кости и осколки кремня. Бронзовый век ознаменовался использованием металла – вначале появились штырьки со шляпкой, затем – прообразы современных брошей с замочками.

К X веку прообразом современной броши стали фибулы и аграфы. С французского слово broche переводится как «длинная игла». Фибулы скрепляли плащи и накидки и демонстрировали социальное и материальное положение владельца. Им на смену пришли подвески.

Брошь из кости, 1993 год 

Прототип же современной броши появился в ХVII веке, а его изобретательницей является французская писательница мадам де Севинье, которая пользовалась расположением самого короля Людовика XIII. Посчитав подвески и ленточки на платье совершенно ненужными, она создала первую брошь в виде банта с небольшой подвеской. По ее мнению, такой аксессуар можно было приколоть в любом нужном месте на платье. Брошь мадам де Севинье совершила настоящий модный прорыв. Каждая французская дама просто обязана была иметь в своей коллекции хотя бы пару брошей. И по сей день этот аксессуар сохраняет свою популярность.

Сегодня брошь можно сочетать практически с любой одеждой. Традиционно ее прикрепляют сбоку, чуть выше груди, можно к рубашке, пиджаку или классическому платью. Если же ваше платье – с воротничком, то брошь можно приколоть прямо посередине. Она очень нежно смотрится как на шифоновых, так и на более плотных платках и шарфах. Мелкой и не слишком ажурной брошью можно украсить вязаную зимнюю шапку, летнюю кепку и даже шляпу.

Броши из кости, 1990 – 2000 годы

Броши различаются по своему внешнему виду. Ажурные изготавливаются обычно из металла или кости методом выпиливания или штампования определенного рисунка. Гладкие броши изготавливают из драгоценных камней, поверхность которых шлифуется до гладкости. В двух вариантах существуют броши-геммы: с выпуклым изображением – камеи и, наоборот, утопленным – инталии. Их обычно называют винтажными. На них изображают цветы, женские профили, ангелов, мифологические сюжеты и многое другое.

В фондах Музейного ресурсного центра хранятся ажурные костяные броши. Такие броши изготовляют методом резьбы ажурного орнамента.

В фондах Музейного ресурсного центра хранятся шерстяные и шелковые платки столетней давности! Рассматривая эти платки, невольно попадаешь в те давние времена и представляешь их владелиц, скромно, но гордо украшающих ими голову или плечи.

Платок во все времена являлся олицетворением чистоты, скромности и нравственности. Он представляет собой кусок ткани прямоугольной, квадратной или треугольной формы, который может повязываться на голове, шее или накидываться на плечи. История его появления насчитывает уже две тысячи лет, однако и по сей день этот аксессуар остаётся неотъемлемой частью гардероба современного человека.

Шаль, 1940 год 

Считается, что прообраз современного платка появился ещё в каменном веке, когда люди от непогоды защищали

голову и шею простым куском ткани. Принято считать, что платки появились в Китае, однако популярны они были в Древнем Египте и в Римской империи.

На Руси женщины до конца XVII века покрывали голову белым льняным полотенцем с вышивкой – убрусом, который

исконно русское, «плат» – кусок ткани. А спустя еще 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок.

Фото-открытки, 1970 годы

Со второй половины XIX века в моду входят ситцевые, парчовые, пуховые и шёлковые набивные платки. На Руси этим предметом одежды покрывали голову лишь замужние женщины, девушка же не имела права носить этот головной убор.

На те или иные религиозные праздники надевались особые платки.

Современные платки очень красивы и роскошны. По праву этот предмет гардероба является универсальным предметом, благодаря которому можно всегда выглядеть по-разному. Он может быть и частью повседневной одежды, и нарядным аксессуаром. Его часто используют как модный элемент собственного неповторимого стиля.

В России история шляп насчитывает уже три столетия, и полна она невероятных событий, рассказывающих и о причудах моды и об особой роли этой части костюма. Кто только не решал судьбу шляпы в русском обществе – модистки и модницы, художники и поэты, церковь и даже цари. А все это из-за того, что среди модных и актуальных аксессуаров шляпа занимает очень высокое, главенствующее положение.

По головному убору можно было легко определить общественное положение и статус человека. Выбор шляпы мог рассказать о принадлежности особы к великосветскому обществу, к богеме, а также о его неординарности.

В средние века шляпы, богато украшенные дорогими мехами или драгоценными камнями, считались предметом роскоши.

Фото-открытки, 1960 годы

Богатые женщины придавали этой детали гардероба огромное значение, ведь шляпки в то время были чем-то вроде визитной карточки. И чем шляпка оригинальнее – тем лучше! У представительниц бедных классов дела со шляпками обстояли совершенно по-другому. Их беспокоила разве что функциональность шляпы и её удобство. Иногда шляпка заменяла собой зонтик. Новые шляпки бедные женщины приобретали редко, так как стоили они чрезвычайно дорого…

Чем только не украшали шляпы в те далёкие времена! Для этого использовали драгоценности, мех, ленты, перья, вышивку, кружева, пуговицы, кокарды, живые цветы…

В прошлом столетии самым распространенным материалом для изготовления женских шляпок служил фетр.

Фетровая шляпа, 1980 год 

В фондах Музейного ресурсного центра хранится несколько видов женских фетровых шляп, которым 40 и более лет.

Чем же были хороши эти шляпы?

Основное преимущество фетровых шляп и шапочек – это то, что они независимо от     погодных условий, способны быстро восстанавливать свою первоначальную форму.

Познакомившись с небольшой историей некоторых женских аксессуаров, каждый сделает для себя свой вывод, что они значат в его жизни – это простые мелочи или важные дополнения в образе. Одни женщины не представляют своей жизни без ярких бус, другие ограничиваются скромной сумочкой. Но удачный ансамбль никогда не оставляет равнодушной ни одну из нас.

Сегодня выбор таких мелочей настолько велик, что каждый находит себе предмет под настроение, наряд или особенный случай.

Аксессуары – это вещи, украшающие не только человека, но и жизнь!

«Мелочи жизни» из фондов Музейного ресурсного центра

Другие Виртуальные выставки

Контакты
629805, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул.Советская, 82
Телефоны/факс:
(3496) 42 08 88, 42 00 10
E-mail: museum@noyabrsk.yanao.ru

museum@noyabrsk.yanao.ru
8 (3496) 42 08 88
Запись на экскурсии и мероприятия
Купить билет
Обратная связь с нами

Поиск по сайту

Личный кабинет Запись на экскурсии и мероприятия
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять