«Исторический портрет. Петр I»

В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения последнего царя всея Руси и первого Императора Всероссийского Петра Алексеевича Романова (1672-1725) – выдающегося государственного и военного деятеля России, великого реформатора, создателя регулярной армии и флота, талантливого полководца и дипломата, основателя города Санкт-Петербург, получившего за свои заслуги имя Петр I Великий.

Эпоха Петра I – это время бурных, решительных преобразований и перемен в России. Его реформы и сейчас актуальны и имеют огромную социальную значимость для нашей страны. Личность первого императора Всероссийского тесно связана со своим временем и средой. Яркая одаренность этого неординарного государственного деятеля, его смелые идеи и неукротимая энергия, стойкость и упорство отражают лучшие черты русского национального характера.

Детство и юность молодого царя были полны острых, драматических событий, столкновений и напряженной борьбы за власть. Будущий император постепенно накапливал опыт, переживал первые неудачи и поражения и постепенно пришел к осуществлению намеченных им преобразований. Петровская эпоха раскрывается в грандиозных по широте и размаху событиях, в борьбе нового со старым, в муках рождения великой России, в титанической борьбе за утверждение основ новой государственности. Все мысли и воля царя были устремлены на то, чтобы превратить экономически отсталую страну в могучую державу, укрепить ее военную силу, чтобы она могла занять достойное место в ряду других великих государств и противостоять врагам, которые были у нашей страны во все времена.

Личность Петра Великого была настолько яркой, что он во все времена был интересен для историков, ученых, писателей и поэтов, и, конечно, для художников и скульпторов.

В фондовой коллекции Музейного ресурсного центра хранится живописное полотно «Россия и время», созданное в 1992 году известным художником Юрием Геннадьевичем Ивановым.

Об авторе: Мастер является успешным выпускником Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Через год после создания картины был принят в Союз художников Российской Федерации. В своем творчестве талантливый живописец отдает предпочтение импрессионизму, используя характерную технику письма и насыщенную яркую цветовую гамму. В работе художник, в основном, предпочитает традиционные материалы – холст и масло.

Картина «Россия и время» несомненно отражает характер первого российского императора и художественным языком рассказывает о событиях того времени.

Живописное полотно разделяется на две части. В ней два композиционных центра, уравновешенные контрастом на колористических особенностях. С одной стороны – выполненная на светлом фоне темными насыщенными тонами фигура императора Всероссийского Петра I, с другой стороны холста – светлые очертания древней Москвы на темном фоне. О чем же рассказывает нам эта картина?

 

На переднем плане художник изобразил Петра. Образ Императора – это классическое написание парадного портрета, когда изображается фигура человека в полный рост на архитектурном или пейзажном фоне. Большая проработка деталей делает его близким к повествовательной картине. Выбор такого жанра для портрета Петра I обуславливается тем, что в России истоки парадного портрета зародились именно в петровскую эпоху. Мода на такие портреты исходила, соответственно, от самого царя. Он часто заказывал художникам портреты свои, членов семьи, приближенных.

Личность Петра I многогранна и сложна. Он обладает чертами могучего русского характера, национального творческого гения, окрыленного борьбой за историческое величие и независимость своего народа. Гигантская фигура Петра совмещала в себе бездну противоречий. Он опередил всех в отношении умственных запросов, жажды деятельности и почти нечеловеческой работоспособности. Современникам Петра было сложно его понять: царь – плотник, царь – кузнец, царь – солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела. Он был мастером четырнадцати ремесел. Образ «помазанника Божия» – царя-батюшки, царивший в сознаниях людей в то время, постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя. Петр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом, ни живым и открытым характером. Царь не гнушался никакой работой. Он стремился постоянно учиться, постигать новое, при этом умел признавать свои ошибки и неустанно двигался вперед к достижению цели.

 

Художник, изображая столицу Руси допетровских времен в окружении темного, почти черного цвета, подчеркнул, что Петр I всегда прохладно относился к патриархальной Москве.

Александр Пушкин писал: «Петр не любил Москвы, где на каждом шагу встречал воспоминания мятежей и казней, закоренелую старину и упрямое сопротивление суеверия и предрассудков». Не любил и даже боялся. Да и как любить город, еще с детства ставший для него олицетворением постоянного страха за свою жизнь.

Страшное зрелище стрелецкого бунта, ужасная гибель родных на копьях разъяренных стрельцов – все это глубоко запало в душу Петра, породило в нем страх и ненависть. Он боялся покушений, ненавидел стрельцов, старую Москву, вообще «старину», все, что казалось ему косным, враждебным, отсталым.

Петр I мечтал о своей собственной столице. 27 мая 1703 года на отвоеванных у шведов землях он построил «Санкт-Питербурх». Он начинался с Петропавловской крепости на Заячьем острове в дельте Невы, а в 1712 году уже стал главным городом страны. Это отражено на полотне Ю.Г. Иванова. Москва изображена в тени прошлого, а на свет выступает будущее России – могучей морской державы.

Художник, изображая столицу Руси допетровских времен, сделал акцент на наиболее узнаваемых архитектурных сооружениях того времени. Это первый каменный мост через Москву-реку, возведенный в конце XVII века. Идея создания моста возникла во время правления Михаила Федоровича Романова (1596-1645). Но только при Петре I, в 1692 году, он был достроен и получил название Всехсвятский по расположенным на левом берегу Всехсвятской башне Белого города и церкви Всех Святых. Мост простоял вплоть до середины XIX века. Его часто можно встретить на старинных картинах и гравюрах. Художники любили изображать Всехсвятский каменный мост с берегов Москвы-реки на фоне Кремля.

 

Мы видим выезжающих верхом на лошадях стрельцов. Художник изобразил их в традиционных красных кафтанах и шапках с копьями в руках. Стрельцы, будучи частью русской армии, несли охрану Кремля, следили за порядком в столице, участвовали в подавлении народных волнений, выступлений против властей и знати.

Когда Петру было 10 лет, произошли трагические события, оставившие глубокий след в душе будущего императора. В 1682 году стрельцы приняли активное участие в борьбе сестры Петра – царевны Софьи Алексеевны за трон. В результате волнений многие родственники Петра из рода Нарышкиных были убиты на его глазах, многие сосланы. Стрельцы на несколько месяцев овладели положением в столице, диктовали свою волю правительству. После усмирения стрелецкого бунта наступило семилетнее правление Софьи, род Нарышкиных был оттеснен от власти. Петр и его семья переехали в подмосковный дворец Преображенское, где и прошли юные годы будущего императора.

Стрелецкое войско было расформировано в 1698 году после очередного бунта. Более 1000 стрельцов были казнены, а Софья, постриженная в монахини под именем Сусанны, под строжайшим надзором прожила до конца своей жизни в Новодевичьем монастыре.

 

На картине за фигурой Петра Великого мы видим выступающую из тьмы Петропавловскую крепость и Петропавловский собор – старейшие архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

27 мая 1703 года – день основания Петропавловской крепости считается и днем основания города. План цитадели разрабатывал сам император вместе с французским инженером Ламбером де Гереном. Крепость в форме острова – это вопрос военной стратегии. Закладывая фортецию, Петр использовал каждый метр Заячьего острова, чтобы угрожавшим России шведам было негде высадиться. Это была первая крепость в России бастионного типа. Построена без крепостных башен для кругового обстрела вражеских кораблей.

Петропавловский собор строился одновременно с крепостью, сначала в дереве, а с 1712 года – в камне. Автор проекта – Доменико Трезини (1670-1734), итальянец, прошедший архитектурную школу в Дании. Собор представляет собою прямоугольную в плане трехнефную базилику, типичную для европейской архитектуры. С запада ее венчает колокольня с золоченым шпилем, по форме напоминающая «столпообразный» храм, состоящий из постепенно уменьшающихся ярусов. 122 метра колокольни Петропавловского собора уже не самая высокая точка Санкт-Петербурга, но по-прежнему историческая доминанта.

Петропавловская крепость не участвовала ни в одном сражении, хотя гарнизон веками пребывал в полной боевой готовности и создавался для защиты земель, завоеванных в Северной войне (1700-1721). Пушки Петропавловской крепости стреляли лишь в мирных целях.

 

Из 35 лет правления Петра I, лишь около полутора лет Россия находилась в состоянии полного мира. Важнейшим достижением Петра было создание сильного, непобедимого русского войска. Ведь, как известно, «у России есть только два союзника – ее армия и флот», – это знаменитая фраза Александра III Миротворца – потомка первого российского императора. На полотне Ю.Г. Иванова за силуэтом Петра Великого, на горизонте, где Нева встречается с небом, в ярких лучах солнца виднеются паруса русского флота петровской эпохи. А мы знаем, с какой страстью и упорством великий государь сам строил корабли, справедливо полагая, что без военного флота России не стать морской державой, не будет развиваться торговля и расти экономика страны.30 октября 1696 года, по представлению царя Боярская Дума приняла постановление «Морским судам быть …». Это стало первым законом о флоте и официальной датой его основания.

 

Мы видим на полотне простых людей, которые занимаются тяжелым трудом. Как бы не был талантлив и энергичен царь, ему ничего не удалось бы сделать без верных ему деятельных сподвижников, которых потом Пушкин назовет «птенцы гнезда Петрова», и, конечно, российского народа. Несмотря на великие свершения, петровские реформы легли непосильной тяжестью на плечи простых людей. В то же время царь оценил творческий гений и смекалку своего народа. Он ценил в людях знания и преданность делу. В петровскую эпоху выдвигались талантливые мастера, чей разум и труд, искусство и сноровка, смелость и упорство обеспечивали Петру победу в его титанической работе по преобразованию страны.

 

Вверху в центре живописного полотна изображен Двуглавый Орел с короной – официальный государственный символ Российской Федерации. Из темных времен прошлого, когда орел на гербе страны был золотым, в светлое будущее выступает грозный и могучий черный орел, как символ великой, могучей державы. Но можно этот символ трактовать и по-другому. Левая половина, выполненная в черных тонах, говорит о грозной силе и мощи России и способности постоять за себя и свои интересы. Правая – светлая – это не утраченные за века доброта, традиции и святость нашей страны, на что также указывает надпись: «Русь святая».

Петр I Романов взошел на Российский престол в 1682 году. Во время его правления Российская империя стала равной среди ведущих держав Европы. При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до этого он изображался золотым). Орел стал уже не только украшением государственных бумаг, но и символом силы и могущества. В 1721 году Петр I принял императорский титул, и на гербах вместо царских корон стали изображаться императорские. Государственный герб при Петре I претерпел и другие изменения: кроме смены цвета орла, на его крыльях были размещены щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле размещались щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Сибирским, Казанским. Именно при Петре I сложился комплекс атрибутов гербового орла. А после выхода России на «просторы Сибири и Дальнего Востока» двуглавый орел стал символизировать нераздельность Европейской и Азиатской России под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая – на восток.

В 1917 году орел перестал быть гербом России, однако с 30 ноября 1993 года он вновь стал главным символом государства. Сейчас, как и прежде, двуглавый орел символизирует могущество и единство Российского государства.

Петр I прославился как великий реформатор, строитель русского флота и новой столицы на берегах Невы, победитель в Северной войне. Но он был еще и страстным коллекционером, талантливым художником и неутомимым исследователем, любителем изящных искусств и наук. Именно благодаря Петру I обязаны своим существованием российские музеи, обладающие разнообразными и богатыми фондовыми собраниями.

Все, что было создано Великим императором Всероссийским Петром I Романовым, осталось во благо Отечества. Последние слова, обращенные к нему его сподвижником, архиепископом Псковским и Нарвским Феофаном, в Петропавловском соборе были такие: «Какову он Россию свою сделал, такова и будет: сделал добрым любимую, любима и будет; сделал врагам страшную, страшная и будет; сделал ее на весь мир славною, славная и быть не перестанет!».

Другие Виртуальные выставки

Контакты
629805, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул.Советская, 82
Телефоны/факс:
(3496) 42 08 88, 42 00 10
E-mail: museum@noyabrsk.yanao.ru

museum@noyabrsk.yanao.ru
8 (3496) 42 08 88
Запись на экскурсии и мероприятия
Купить билет
Обратная связь с нами

Поиск по сайту

Личный кабинет Запись на экскурсии и мероприятия
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять