«Хроники рождения Ноябрьска»

 История возникновения города Ноябрьска выглядит, как настоящее чудо. За очень короткий срок в безлюдной тайге появился очаг современной городской цивилизации. То, что в иных местах требовало столетий – здесь, на холодном сибирском Севере, спрессовалось в судьбу одного поколения.

 Современный город, возникший в ледяной глуши Тюменского Севера – это итог напряженной работы людей, свершавшейся каждый день, в течение трех с половиной десятилетий. В Западной Сибири город начинается с первой скважины, которая выдала нефть или газ. И нужен не один десяток таких скважин, чтобы появился базовый поселок или город. Город Ноябрьск не стал исключением.

 Поисково-разведочное бурение в Ноябрьском регионе начато в 1968 году, открыты Вынгапуровское и Вынгаяхинское месторождения.

Главный геолог НГРП Кулявцев В.А. и буровой мастер Камышин А.В. на отдыхе

 История города Ноябрьска началась с Холмогорского месторождения.

 В апреле 1973 года был подписан акт о заложении поисковой скважины на Холмогорской структуре Сургутского свода. Через четыре месяца начато бурение. В октябре былполучен первый фонтан безводной нефти. Однако из-за отсутствия подъездных путей до конца 1975 года бурение на площади временно прекращено.

 В марте 1975 года для разбуривания Холмогорского месторождения на лед реки Иту–Яха высадился вертолетный десант, 5 ноября 1975 года при температуре минус 52 градуса было начато бурение первой эксплуатационной скважины № 403 на Холмогорском месторождении.

 В 1975 году появились Карамовское и Суторминское месторождения, в 1976 – Новогоднее, в 1978 году – Муравленковское.

 Сегодня перечень месторождений исчисляется многими десятками. За каждым из них – месяцы, годы напряженного труда, за каждым из них – мужество тысяч людей.

Бригада по добыче нефти Саркисяна А.А.

Работники ХУБРа на буровой

 В 1984 году было добыто три миллиарда тонн нефти с начала разработок месторождений Тюменской области. В 1987 году суточная добыча с девяти месторождений превысила 80 000 тонн нефти и газового конденсата. Нефтяники рапортовали стране о первой сотке с шестью нулями – есть 100 миллионов тонн!

Митинг, посвященный добыче 100 млн. тонн нефти

 На Ямале, как и в Ханты-Мансийском округе, в первую очередь искали нефть, однако газовые залежи колоссальной мощности были открыты здесь несколько раньше нефтяных.

 Реализуя поставленные ЦК КПСС и правительством СССР задачи, был проведен огромный объем работы на севере Западно-Сибирской низменности. В результате с 1953 по 1980 годы здесь были открыты более 70 месторождений природного газа. Среди них месторождения вблизи Ноябрьска: Комсомольское, Губкинское, Вынгапуровское, Западно-Таркосалинское, Етыпуровское, Вынгаяхинское.

Турбинный цех № 1 КС-1

 Вынгапуровский газовый промысел стал первым «плацдармом» газодобытчиков в Пуровском районе ЯНАО. События развивались стремительно. 31 декабря 1978 года первые кубометры газа направлены в магистраль «Вынгапур–Челябинск». 10 января 1979 года с промысла ушел первый миллиард кубометров газа. В декабре 1984 года был достигнут рубеж по добыче 1 млрд. кубических метров газа в сутки в Тюменской области.

Почетная вахта Вынгапуровской КС-1 УДТГ

Удостоверение № 105 Москаленко Н.А о том, что он является участником Всесоюзной почетной вахты по досрочной добыче 1 млрд. куб.м. газа в сутки

 В середине семидесятых годов 20 века готовых к освоению нефтяных и газовых ресурсов становилось все больше, поэтому для обслуживания открытых месторождений и строительства железной дороги было принято решение о строительстве базового поселка и железнодорожной ветки сообщением Сургут–Новый Уренгой. Затерявшийся в тайге Ноябрьск стал одним из опорных пунктов дальнейшего продвижения к нефтяным и газовым кладовым.

 Первый десант на место будущего города прибыл своим ходом из поселка Ульт–Ягун. В начале ноября 1976 года 6 первопроходцев высадились на 203 километре железной дороги Сургут–Уренгой. Это были работники механизированной колонны № 15 треста «Уралстроймеханизация». Перед ними стояла задача осмотреть место для перебазировки. Выполнив ее, они вернулись. Новый десант, 30 человек, доставил на место передислокации технику. Их путь продолжался по зимнику восемнадцать суток (сейчас этот путь автомобили преодолевают за 2 часа).

 31 декабря 1976 года со станции Ачинск была передислоцирована механизированная колонна № 87.

серия Передвижение колонны из Ульт-Ягуна на новое место

 Предполагалось строительство временного жилого поселка для транспортных строителей численностью 1500 человек, производственной зоны и аэродрома в районе станции Ноябрьская, на 204 км строящейся железнодорожной линии Сургут-Уренгой, площадью 169 га в долгосрочное пользование сроком на 10 лет.

Телеграмма № 370/Г-26 от 6.01.1977 г. Министерства путей сообщения и транспортного строительства о передислокации мехколонны 15 со ст.Мегион на ст. Ноябрьская

Решение Исполнительного комитета Тюменского областного совета депутатов трудящихся “О проектировании и строительстве города в районе станции Ноябрьская на линии строящейся железной дороги Сургут-Уренгой”

 В декабре высадился десант строительно-монтажного поезда 329, созданный по приказу Министерства транспортного строительства. Коллективу поезда предстояло построить главное железнодорожное полотно на участке от 200-го до 258–го километра трассы с развитием станционных и подъездных путей с сооружением различных зданий промышленного и гражданского назначения.

Бригада путейцев СМП-269

 Первопроходцы расположились посреди тайги в 6 палатках, которые отапливались, как в войну, печками-буржуйками. Неуютно было жить первопроходцам в таком жилье зимой. Да и само звание – первопроходцы, – не обязывало к комфорту и роскоши. Вскоре вместо палаток возник вагон-городок из 14 восьмиместных вагончиков.

Жилой поселок ХТПС

Первый вагонный поселок МК-15

 Строители без необходимости не вырубали ни одного лишнего деревца, поселок органично вписался в тайгу. Вот почему еще несколько лет по весне в поселок прилетали тетерева на место прежнего токовища. Позже традицию сохранять лес в черте города переняли строители города Ноябрьска.

 Все здесь, в северной тайге, было впервые: и первый дом, и выпечка первого хлеба. Продукты для строителей завозились вертолетом. От привозимого хлеба очень пахло керосином, бензином. Его брали с запасом и замораживали, чтобы хватило на долгое время, поэтому вкус первого «местного» ароматного мягкого хлеба, пышущего жаром, вынутого из печи, старожилы помнят до сих пор.

 Ноябрьск с первых дней развивался завидными темпами: увеличивалось число жителей, множились их трудовые успехи.

Первая посадочная площадка в СМП-329

Здание Ноябрьского аэропорта

 В октябре 1977 года Тюменский облисполком принял решение зарегистрировать поселок Ноябрьский, возникший при железнодорожной станции Ноябрьская Пуровского района ЯНАО, и образовать Ноябрьский сельский совет Пуровского района с центром в поселке Ноябрьский. 12 декабря был образован поселковый Совет народных депутатов. Всю организационную работу поссовет взял на себя.

Первая организационная сессия сельского Совета

 В конце 1977 года население поселка составляло уже 1523 человека.

 Вместе с родителями в поселок приезжали и дети – 136 детей дошкольного возраста и 212 школьников. И первоочередной задачей стало строительство детского сада и школы. В 1977 году открылась первая школа, за парты которой сели 144 ученика. Первый выпуск десятиклассников – всего пять человек.

 В начале 1978 года в поселке было 8 улиц, работали почта, медпункт, два магазина.

 Были у первых строителей тяжелые рабочие будни, но были и праздники. Первым памятным праздником для жителей поселка стал день 20 мая 1978 года, когда бригада путейцев СМП – 329 уложила последнее звено железной дороги. Установили пограничный столб с надписью «станция Ноябрьская». В этот день строители, одетые в фуфайки и каски, танцевали прямо на насыпи, по обе стороны уложенных рельсов. Играл, впервые в здешней тайге, настоящий духовой оркестр, привезенный вертолетом из Сургута. Поездам, летящим на север, был дан зеленый свет.

Работники строительно-монтажного поезда

Встреча первого поезда на ст. Ноябрьская

 Ноябрьск проектировался в Новосибирском зональном институте гражданского и типового строительства (г. Новосибирск). Поселок рос очень быстро. Появлялись деревянные двухэтажные дома.

Первое двухэтажное здание

 8 августа 1980 года на место будущего города Ноябрьска прибывает первый эшелон с десантом украинских строителей. Именно они начали в городе крупнопанельное домостроение – первые пятиэтажки. Закладка первого в Ноябрьске пятиэтажного крупнопанельного дома произошла 6 ноября 1980 года при температуре минус 32 градуса. В фундамент дома заложили капсулу с обращением к потомкам ХХI века.

Субботник по складированию силикатного кирпича в УТДС

 В 1982 году поселок Ноябрьский получил статус города.

 В 1999 году Городская Дума решила вести летоисчисление не со времени присвоения Ноябрьску статуса города, как это было до 2001 года, а с первого упоминания о населенном пункте в летописи (так, как это издревле принято на Руси) – с момента высадки вертолетного десанта на ноябрьскую землю в 1975 году.

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О преобразовании рабочего поселка Ноябрьск Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области в город окружного подчинения»

Решение Тюменского Исполкома «Об образовании города Ноябрьск»

Решение №150-Д от 3.12.1999 г. Городской думы г. Ноябрьска «Об установлении даты летоисчисления и Дня города муниципального образования г. Ноябрьска»

Другие Виртуальные выставки

Контакты
629805, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул.Советская, 82
Телефоны/факс:
(3496) 42 08 88, 42 00 10
E-mail: museum@noyabrsk.yanao.ru

museum@noyabrsk.yanao.ru
8 (3496) 42 08 88
Запись на экскурсии и мероприятия
Купить билет
Обратная связь с нами

Поиск по сайту

Личный кабинет Запись на экскурсии и мероприятия
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять