«Яркие краски лубка»

Выставка «Яркие краски лубка» знакомит с тематикой и стилистическими особенностями современного лубка, представленного работами художников творческого объединения «Мастерская народной графики» (г. Москва) из собрания Музейного ресурсного центра.

Русский лубок имеет многовековую историю. Издревле на Руси лубок являлся одним из самых ярких, значимых и распространенных видов народного творчества, в котором воедино сплетены изображение и живое меткое слово. В лубочных изображениях отражается самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазия, образное мышление, мудрая простота взглядов и чувств; воспеваются лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, богатырская сила, оптимизм. Лубочные картинки служили народу и своеобразной энциклопедией, и газетой, и сатирическим листком, и книгой, и забавой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. Яркому жизнерадостному искусству народного лубка характерна простота исполнения, доходчивость, лаконичность и выразительность образов.

Традиции русского лубка, как необычайно живого, интересного и красочного вида народного искусства, были продолжены в произведениях художников, членов «Мастерской народной графики «Советский лубок». Творческое обращение художников к лубку – это не надуманная стилизация под народный «примитив», а вдумчивое и закономерное обогащение старой традиционной формы новым актуальным содержанием. Художники вложили в эту форму мотивы и ритмы, гражданские чувства и устремления своего времени.

«Мастерская народной графики»

В 1982 году в Москве, под руководством Виктора Петровича Пензина, было создано Товарищество художников «Мастерская народной графики «Советский лубок», насчитывающее свыше 100 мастеров из Москвы, Ленинграда, Якутска, Улан-Удэ, Иркутска, Нальчика, Вильнюса, Махачкалы, Харькова, Старой Руссы. Это был клуб энтузиастов художников-графиков, которые считали своей задачей подробно и всесторонне изучить специфику жанра русской народной картинки и возродить это древнее полузабытое искусство. Ими была собрана коллекция старинного лубка, а также реконструировано более сотни лубочных сюжетов, разработана стилистика современной народной картинки. Художники Мастерской осмысляли русский лубок как «синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы», современный русский лубок определялся не как застывшая форма, а живое, отвечающее чаяниям времени искусство, которое развивается с рождением новых традиций и необходимостью решать общественные, политические и социальные задачи.

Лидером, идейным вдохновителем и инициатором основания Мастерской был В.П. Пензин. По его инициативе была воссоздана легендарная Библия Василия Кореня, ставшая главным детищем Мастерской. Организаторский талант Виктора Пензина, его активность и настойчивость способствовали ежегодной выставочной деятельности товарищества: первая экспозиция открылась в 1984 году, помимо столицы она с успехом экспонировалась в шестидесяти городах СССР и двадцати странах мира; в 1997 году состоялась масштабная юбилейная выставка «Пензин и его школа – 15 лет Мастерской народной графики».

Инициативная деятельность В.П. Пензина и Мастерской стала благотворным импульсом для возрождения древнего жанра в русле советского изобразительного искусства. Современный лубок представлялся им связующим звеном между русским прикладным народным искусством и станковыми видами графики. Художники в своих работах поднимали такие темы, как история Родины, космическая эра, великие стройки, борьба за мир, забота о родной природе. Художники заимствовали из старинного лубка принципы построения композиции, стилистические решения, а также сюжеты и отдельных персонажей. В их работах часто встречаются типичные лубочные темы: обращение к фольклору, народным традициям и праздникам, военные победы. Созданные членами Мастерской народной графики работы являются самостоятельными произведениями, отражающим взгляд художников второй половины XX века на традиционное лубочное искусство.

Мастерская стала основной платформой, на фундаменте которой в 1989 году в Москве был образован первый и единственный в России Музей народной графики. В.П. Пензин, передавший музею обширную личную коллекцию работ современных художников-графиков их Мастерской, а также лубочные гравюры XIX в., был назначен директором нового музея. Долгожданное торжественное открытие музея состоялось в 1992 году.

В 2015 году Московский музей народной графики и Музей наивного искусства объединились в Музей русского лубка и наивного искусства.

Работа из серии «Советская Россия» является документальной хроникой советской эпохи, повествуя о событиях, героях и идеалах этого исторического периода. В работах этой серии отчетливо ощущается пафос, воодушевление советских годов. Работа характеризуется философским отношением к осмыслению исторического прошлого России. Монументальная фигура молодого пролетария, с оружием в руках разрушившего до основания старый мир насилья, возвещает о рождении на горизонте нового светила, символизирующего новую жизнь, новый мир, где царству рабочих и крестьян не будет конца. Попраны идеалы буржуазного мира, низвержены атрибуты царского режима. Главный лозунг – «Владыкой мира будет труд».

Работа посвящена песням советской эпохи. Песня была участницей многих великих свершений, в ней отразилась история советской страны. Композиционное построение этого лубка традиционно, подобно православной житийной иконе, состоит из средника и клейм. В центре листа изображен юный красноармеец на коне с шашкой в руках. В клеймах через песни представлены страницы истории Советской России. Песни революционных лет рассказывают о борьбе пролетариата, о боевых походах Красной Армии: «Нас водила молодость» (Г. Портнов, Э. Багрицкий), «Дан приказ ему на запад» (Дм. и Дан. Покрасс, М. Исаковский), «Тачанка» (К. Листов, М. Рудерман). По окончании гражданской войны рождались жизнеутверждающие песни, воспевающие свободный радостный труд и идеи социалистического строительства: «Песня о встречном» (Д. Шостакович, Б. Корнилов). С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня помогала русскому народу выстоять в этой страшной борьбе. Песня «Священная война» (А. Александров, В. Лебедев-Кумач) стала настоящим гимном советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Песня «День Победы» является одной из самых близких и дорогих сердцу каждого русского человека и неизменно звучит в этот праздничный день. Ю. А. Гагарину и первому полету человека в космос посвящена песня «Помните, каким он парнем был…». Это событие стало эпохальным и самым жизнеутверждающим за всю послевоенную историю советской страны.

Работа иллюстрирует строки одной из самых лиричных песен военных лет «В землянке» (К. Листов, А. Сурков). Песня, написанная в феврале 1942 года, была по справедливому утверждению ее автора, «безоговорочно принята и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны».На первом плане художник изображает землянку, где у печурки после боя отдыхают солдаты. Под задушевные звуки гармони бойцы вспоминают о доме, о родных и любимых. Следуя традициям лубка, в одной изобразительной плоскости художник располагает разные сюжеты, изображая в верхней части листаутопающую в снегу деревушку и идущую за водой девушку с коромыслом. Текст со словами песнинесет декоративную функцию, занимая значительную часть листа. Изображение солнца является символом надежды.

Работа посвящена Василию Ивановичу Чапаеву – легендарному герою Гражданской войны, защищавшему интересы молодой Советской республики. Чапаев обладал высокими организаторскими и военными способностями, отличался сильной волей, решительностью и храбростью. Художник создает героический образ Чапаева, изображая прославленного командира дивизии верхом на алом лихом коне, в бурке и папахе, с саблей в руках. Композиция листа отличается порывом и динамикой. На заднем плане стройными рядами мчитсяконница, за ними движутся боевые орудия. Изображены города, отвоеванные прославленной дивизией у белогвардейцев – Бугульма, Уфа, Уральск. Активный красный цвет в изображении Чапаева, его лошади, земли под их ногами контрастирует с черным цветом бурки и папахи, наполняя изображение драматизмом. Текст – первая строка песни «Гулял по Уралу Чапаев-герой».

В работе отражена романтика революционных событий, бесконечная вера в новое мироустройство. Декоративная рамка, традиционная для лубочных гравюр, украшена лавровыми ветвями победителей, пятиконечными звездами, извивающейся красной лентой, на полотне которой написаны слова песни «Марш Буденного». В цветовой гамме работы доминирует яркий алый цвет, как символ революции, символ пламенных лет. Три крупные центральные фигуры красноармейцев словно парят в пространстве листа, мчась в бой, попирая Змия, символизирующего врагов революции. На развевающихся стягах революционные лозунги. В работе отображены военные сражения с белогвардейцами и победы Красной Армии.

Работа является иллюстрацией к русской народной пословице «Муж пьет пол дома горит, жена пьет весь дом горит». В центре листа свадебная фотография счастливой семьи, а на контрасте крупным планом изображена сцена из нынешней семейной жизни: муж да жена за хмельным застольем. Над крышей дома – огненное пламя. Птицы в страхе разлетаются от огня. В центре небосвода – плачущее Солнце с закрытыми глазами. В нижней части листа в фигурной рамке расположены тексты русских пословиц о вреде пьянства. Внизу, в правом и левом углу в медальонах изображаются иллюстрации к пословице «Пьян – храбрится, проспится – курицы боится». Работа В. Кондратьева по образному строю близка к народному изобразительному творчеству.

Работа является иллюстрацией к частушке советского периода «В небе много звезд красивых море бесконечное, но таких красивых нет, как пятиконечная». На переднем плане изображены прогуливающиеся деревенская девушка в нарядной одежде и бравый солдат с гармонью, на груди которого гордо сияет звезда героя. На небе, словно солнце, горит алая пятиконечная звезда, как символ революции, символ достижений социализма. Работа демонстрирует тесную связь художника с народным искусством, стилизация и декоративные элементы созвучны различным видам народной росписи предметов быта и игрушек. Работа очень яркая, так как для раскраски отпечатанной гравюры автор использует традиционные для лубочной картинки анилиновые краски.

Работа посвящена русским кулинарным традициям, приготовлению старинного напитка – сбитня. В центре изображен московский сбитенщик, торгующий напитком и весело выкрикивающий ласковые, задорные слова о сбитне: «Ай да сбитень – сбитенек, кушай девка, паренек. Сбитень бабушка варила, сама кушала, хвалила. Сбитень варен на меду, не на рощеном солоду. Чем вино пить кружкой, выпей сбитеньку с ватрушкой». В работе рассказывается о составе и способе приготовления напитка. С особой декоративностью текст вписан в картинку, буквы наполняют значительную часть листа. В верхней части изображена Маша с пареньком на фоне чудесного сказочного пейзажа: «Маша сбитню попила, сразу стала всем мила», «Лучше буду сбитень пить, чем с вином любовь водить». В нижней части листа – сцена счастливой семейной жизни, где все члены семьи с удовольствием и пользой пьют сбитень.

Работа иллюстрирует русскую народную песню. Тип лубочной гравюры, состоящий из большого количества рисунков с подписями, последовательно повествующих о каких-либо событиях, был очень популярен на Руси с давних времен и является аналогом современных комиксов. Автор, используя традиционную композиционную схему, повествует о событиях, о которых поется в песне. Центральная фигура главной героини песни Дуни-Горюни более крупного размера. Дуня изображена с младенцем на руках, поющей песню о своей нелегкой жизни. В песне повествуется о том, как убежал супруг «кормилец-батюшка», бросил Дуню с доченькой, променял их на винцо зеленое.

Работа создана по мотивам известнейшего памятника древнерусской литературы ХII века «Слово о полку Игореве». В центре композиции – герой произведения князь Игорь Святославович, вставший на защиту родных рубежей и православной веры от половцев. Изображение очень динамично, много разнонаправленных линий, создающих эффект стремительного движения: вставший на дыбы конь, развевающийся плащ, указующая рука князя, меч, сбруя коня, форма сгущающихся облаков. В изображении присутствует большое количество детально проработанных и орнаментально украшенных элементов и текста. Активная черная изломанная линия наполняет работу тревогой и драматизмом. Присутствует характерное для лубка изображение разновременных событий.

Работа создана по мотивам книги Владимира Муравьева «Московские литературные предания и были», изданной в 1981 году, и знакомит с происхождением слова «лодырь». В 1828 году в Москве немецкий врач Христиан Иванович Лодер открыл «Заведение искусственных минеральных вод», в котором пациентам прописывал быструю ходьбу в течение трех часов. Простой люд, глядя на эту суету, придумал выражение «лодыря гонять». Изображение на листе расположено на двух уровнях. В верхней части листа автор последовательно изображает, как пациенты едут в каретах в лечебное заведение, пьют целительную воду, принимают минеральные ванны. Название картинки и текст отрывка из книги расположен вверху, а иллюстрации к нему автор размещает по периметру верхней части листа. На нижнем уровне вторая часть текста. Там же автор изображает прогуливающихся по совету врача пациентов заведения. С осуждением на них смотрят московские обыватели. Особенно неодобрительно относились к нововведениям московские кучера, считая прогулки бессмысленным занятием своих господ.

Работа посвящена теме экологии. Эта тема в традиционных лубочных гравюрах не освещалась, но с развитием научно-технического прогресса, промышленного производства темы сохранения природы, экологические проблемы стали одними из самых актуальных направлений современности. Автор изображает молодую семейную чету, плывущую на красивой, расписанной яркими цветами лодочке на фоне устрашающего пейзажа. Из труб фабрик и заводов идут клубы дыма, загрязняя воздух в городе, над которым висит тяжелый сизый смог. Водоем, по которому плывет лодка, изобилует ржавыми металлическими конструкциями. Чтобы планета не превратилась в свалку, чтобы не плакали в будущем от этого дети, автор призывает беречь планету, сохранять ее в чистоте. Лодка семейного счастья не должна разбиться из-за экологических проблем.

Работа повествует о природе, как о целительной силе, способствующей сохранению здоровья тела и духа. Художник изображает зимнее время года, катание на санках, лыжах, коньках, занятия зимними видами спорта. Свежий воздух, покой, тишину, мороз, прогулки, хорошее настроение, бодрость духа дает нам природа для сохранения здоровья. Лист разделен на две части, каждая из которых оформлена в узорную раму. Композиция многофигурная, наполнена движением, радостью, оптимизмом. На листе размещены отрывки из стихотворения Николая Заболоцкого «Сохранение здоровья», написанного в 1929 году.

«Сохранение здоровья», Николай Заболоцкий 1929 год.

О, полезная природа,

исцели страданья наши,

дай частицу кислорода

или две частицы даже!

Дай сознанью удивиться,

и тотчас передо мной

отвори свою больницу –

холод, солнце и покой.

К выставке «Всем миром против пьянства» Лариса Лехова создала несколько лубочных гравюр, иллюстрирующих рассказ Льва Толстого «Как чертенок краюшку выкупал». В основу рассказа Толстой взял белорусскую легенду о происхождении хлебного вина, именно в том ее виде, в каком она изложена А. Н. Афанасьевым в его книге «Народные русские легенды», изданной в Москве в 1859 году. Композиция листа «Как волки злые» традиционна. Фигуры расположены будто на театральной сцене, характерный пол «шашечкой», отрывок из рассказа располагается в нижней части изображения. Такой тип лубочной гравюры был распространен с XVIII века и подтверждает тесную связь лубка с ярмарочной культурой, театральным действием.

Работа создана по мотивам известной лубочной гравюры рубежа XVII-XVIII веков «Солнце с Зодиаками», изображавшей Солнце, Луну, знаки Зодиака и четыре времени года, воспроизведенной с росписей потолка Коломенского дворца царя Алексея Михайловича. Следуя традиции С. Конопацкий в центральном круге располагает небесные светила Солнце и Луну, а в медальонах вокруг изображает людей различных сфер трудовой деятельности, воспевая человека труда. В нижней части листа приводится цитата из книги Льва Толстого «Путь жизни», ставшей своеобразным итогом многолетних размышлений писателя над проблемами человеческого бытия: «Трудно себе представить, какая счастливая перемена произошла бы в нашей жизни, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом».

Работа посвящена теме борьбы с пьянством. В центре композиции изображена крупная фигура человека, которого по рукам и ногам обвил зеленый Змий. Работа яркая, контрастная по цвету с выразительными силуэтами фигур и обилием декоративных элементов и геометрических орнаментов, оформлена узорной рамой значительного размера. В верхней части листа расположен назидательный текст, высказывание выдающегося русского биохимика, физиолога, фармаколога Данилевского Александра Яковлевича «Алкоголь — обманчивое средство для поднятия продуктивной деятельности организма, но вполне надежное средство, когда требуется убавить ума».

Работа через зрительные образы и поэтические тексты раскрывает тему вреда социального порока – пьянства. В центре – фигура древнегреческого философа Пифагора, взывающего «Пьянство есть упражнение в безумстве». В центральной части листа располагается текст песни «Вина винной бутылки». Внизу – русская народная пословица «Не жаль вина выпитого, а жаль ума пропитого». Справа и слева в рамках расположены стихотворные строки от имени винной бутылки и иллюстрации к ним. В верхней части листа художник символично изображает солнце, закрытое тучами и город, перевернутый вверх дном.

Работы Ольги Келейниковой – это поучительные картинки, простодушные, веселые, рассказывающие о том, что бывает у того, кто хмель в большом количестве потребляет. Линогравюра «Пей воду. Вода не смутит ума» создана по мотивам русских народных пословиц о вреде пьянства. В верхней части листа – название работы, украшенное чудесными цветами, листьями, завитками, составляющими витиеватый узор. В основной части листа в прямоугольных узорных рамках размещены тексты пословиц и иллюстрации к ним. Лубочные картинки Келейниковой способны вызвать добродушный смех, затронуть душу человека, заставить задуматься.

Другие Виртуальные выставки

Контакты
629805, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул.Советская, 82
Телефоны/факс:
(3496) 42 08 88, 42 00 10
E-mail: museum@noyabrsk.yanao.ru

museum@noyabrsk.yanao.ru
8 (3496) 42 08 88
Запись на экскурсии и мероприятия
Купить билет
Обратная связь с нами

Поиск по сайту

Личный кабинет Запись на экскурсии и мероприятия
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять