Дети с ограниченными возможностями, как и их здоровые сверстники, должны быть включены в различные виды творчества, ведь часто они оказываются один на один со своими трудностями, утрачивают социальные связи. Сложности со здоровьем омрачаются и негативным отношением к их проблемам в обществе. Это приводит к дополнительным трудностям в общении и социальной жизни, ущемлением их прав и интересов, культивирует чувство собственной неполноценности. И, как результат, люди, имеющие большие проблемы со здоровьем, оказываются в социальной и культурной изоляции. Особенно остро это касается детей, которые лишаются полноценного и счастливого детства.
В то же время дети с ограниченными возможностями очень часто обладают ярко выраженной индивидуальностью, которое проявляется как в творческой деятельности, так и в тонком восприятии искусства. Искусство и творчество являются диалогом больных людей с окружающим миром. Творчество исполняет роль терапии для самовыражения. Музей в этом случае – то место, где ребенок может проявить свои творческие способности.
Музей – это идеальное место для приобщения к историческому и культурному наследию, но также он может стать пространствомдля социализации инвалидов. В музейной среде возможен поиск и обнаружение творческих сил, способностей, которые заложены в самой природе человека.
Реализация программы проходит в трех направлениях. В рамках программы проводятся театрализованные постановки с участием детей-инвалидов в качестве актеров, мастер-классы и занятия по арт-терапии, музейные тематические занятия. Главный принцип – развлекая, заинтересовывать, пробуждать творческую активность детей-инвалидов.
Каждое мероприятие программы связано с экспозициями Музейного ресурсного центра. Для поставленных целей в работе используются методы творческой реабилитации.С детьми проводятся встречи на музейных экспозициях. Они знакомятся с «реальными вещами», постигают «язык вещей» и усваивают знания о музейном фондовом предмете.
Основа программы- это театрализованные представления. Дети-инвалиды участвуют в представлениях как кукловоды перчаточных кукол, а также непосредственно как актеры.
На мастер-классах по изготовлению перчаточных кукол у ребенка развивается ручная умелость и координация, что способствует психомоторному развитию.
Занятия в кукольном театре дают возможность ее участникам выразить себя на сцене в качестве артистов. Выступления детей способствуют повышению самооценки, избавлению от комплексов, помогаютдетям самоутвердиться, стать более коммуникабельными, открытыми в общении. Положительные сдвиги в формировании общей моторики и ритмичности движений, тонких координированных движений рук и пальцев являются основой процесса социализации, поскольку отражаются на развитии навыков самообслуживания, делают ребенка более успешным.Участвуя в театрализациях с перчаточными куклами, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у детей любовь к народным сказкам. Ведь основной репертуар кукольного театра – это именно сказки. Роль народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира детей неоценима. Сам кукольный театрпривлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В нем дети видят знакомые и близкие игрушки, которые оживают, двигаются, становятся еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, так как кукольный театр является синтезом искусств. Занятие этим видом деятельности наиболее полно позволяет развивать общие способности детей с ограниченными возможностями.
Следующий этап – проведение театрализованных представлений с участием детей-инвалидов в роли актеров. При такой форме работы развиваются индивидуальные творческие способности ребенка. Также такая работа содействует коллективной деятельности в разновозрастных группах.
Занятия и мастер-классы по арт-терапии
В ходе социокультурной реабилитации активно развивается познавательная деятельность детей с ограниченными возможностями, которая ориентирована на приобретение детьми знаний, понятий об окружающем мире. На тематических занятиях ребенку предоставляется возможность познакомиться с историей России и мира, он выступает в роли исследователя. Занятия позволяют детям включиться в мир исторических событий, находясь непосредственно в музейном пространстве, расширить их представления об окружающем мире, помочь в социальной адаптации. Методы и приемы проведения занятий ориентированы на развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.
Во время проведения занятий по археологии учитывается главное – желание ребенка экспериментировать и работать самостоятельно. С детьми проводятся раскопки в специальной песочнице, заполненной кварцевым песком. В песке дети могут найти орудия труда, осколки фрагмента посуды, украшений сделанные из гипса по эскизам с археологических предметов, хранящихся в фондах МБУК «МРЦ». Участвуя в «археологических раскопках», ребенок развивает тактильную чувствительность как «ручного интеллекта», познавательные функции. Происходит тренировка сил и подвижности нервных процессов, внутреннего торможения, совершенствуется предметно-игровая деятельность. Поэтому при проведении занятий особое внимание уделяется осмысленным действиям и манипуляциям с предметом, в процессе которых ребенок получает сведения о назначении предмета и способах его применения. Также в процессе занятия для детей с нарушением зрительной функции предоставляется возможность посредством тактильных ощущений получить представление о предмете, его форме и конструктивных особенностях.
Творческое задание – завершающий этап занятий, который включает элементы игры или рисования.
Реализация программы проходит при тесном сотрудничестве с общественной организацией «Необычные дети Ноябрьска», члены которой, и дети, и их родители, являются активными участниками мероприятий.
Если ответили да, пожалуйста, оцените доступность услуг для маломобильных групп населения
Если ответили да, пожалуйста, оцените доступность услуг для маломобильных групп населения
Если ответили да, пожалуйста, оцените доступность услуг для маломобильных групп населения
Если ответили да, пожалуйста, оцените доступность услуг для маломобильных групп населения
Если ответили да, пожалуйста, оцените доступность услуг для маломобильных групп населения