Слово «земля» на ненецком звучит как «я». Это также часть слова – Ямал, что в переводе с ненецкого языка означает – край (мал) земли (я). Я Ерв — земли хозяин.
Земля, как стихия, буквально ассоциируется с землей, фундаментом всего происходящего на ней, природными пространствами, территориями расселения и путей кочевий коренных малочисленных народов Севера, материальными ресурсами, природными богатствами.
Концептуальным символом стихии выбран охранный знак «медведь», который наносится на берестяные туеса для защиты женщины от неприятностей в лесу, когда она с туеском в руках собирает ягоды. Знак посвящен самому грозному хищнику, ходящему по земле. Только очень умелая мастерица имеет право изображать этот охранный знак на одежде для защиты сыновей и мужа от неприятностей и злых духов. Одной женщине за всю свою жизнь разрешено изображать его на одежде не более семи раз. По легендам народа ханты, медведь — сын бога верхнего мира Нуми-Торума и «брат» человека, спущенный на землю с Седьмого неба на покачивающейся на золотых цепях люльке. Медвежий праздник — обрядовый пир по случаю удачной медвежьей охоты, устраиваемый в различное время года.
Земля — это территория. Из земли произрастают деревья, ценные ягоды и грибы. По легенде местного населения, земля — это живое существо, “кожистая, шерстистая земля”. Земля подобна звериному телу, в бороздах которого текут реки, по коже которого идут тропы, по рекам и тропам плавают или бродят рыбы, звери, люди, а во всем этом вместе взятом идет жизнь. Эпитеты богини земли – «кожистая земля, волосатая земля».
Земля — это место действий. На земле стоят чумы и хозяйственные постройки. На землю ложится снег и выпадает дождь. По земле бегут олени, оставляют следы дикие животные и человек, проезжают караваны из нарт.
Нарта — традиционное всесезонное наземное средство транспорта, изготавливаемое без гвоздей, собираемое по принципу конструктора. Отдельные элементы нарты — полозья, копылья, сидушка и спинка входят в пазы друг-друга и прочно соединены между собой. Нартой управляют, садясь слева на сидушку. Хорей — палка для управления оленями.
В труднодоступных местах, где нарты не пройдут, передвигаются на лыжах, ширина которых не позволяет проваливаться в снег. На лыжах ходят без палок. Благодаря тому, что со стороны подошвы они оклеены мехом выдры, при движении вперед — идет скольжение, при движении назад — отталкивание. Лыжи используются при установке капканов и ловушек, чтобы не оставить следы и запах человека, и не отпугнуть добычу.
Горы и камни необычной формы — материальное воплощение стихии «земля». Немаловажным для ненцев был культ гор и камней. Объектами почитания были отдельные валуны, стоящие в тундре, небольшие камни особой формы, включенные в состав домашних святынь. На Южном Ямале почиталась Пэ ерв не — хозяйка гор (Пэ — ненецкое название Урала). Когда ненцы кочевали в районе Уральских гор, они совершали жертвоприношения «хозяйке», чтобы та не посылала на них лавин.
Большим почитанием пользовались духи Я ерв – хозяин земли и Я ерв не — хозяйка земли. Это добрые духи, они давали ягель, травы, кустарники. Под землей, считалось, жил бог Нга: дух болезней и смерти.
Я Небя или Я Мюня (Земля) окружена борющимися за нее духами Юга — Нум, Севера – Нгэрм, Востока – Илибембэртя и Запада – Нга. Поскольку наибольшую опасность для человека представляли Нгэрм и Нга, северные и западные берега Ямала ограждены многочисленными святилищами.
Краем жизни, «Краем Земли» (букв. Ямала) именовалась самая северная часть полуострова. Святилища главных духов – хранителей Ямальских ненцев располагались на северном «Священном мысу» Ямала (Хахенсаля) и Белом острове. Именно там совершались ритуальные жертвоприношения.
Если ответили да, пожалуйста, оцените доступность услуг для маломобильных групп населения
Если ответили да, пожалуйста, оцените доступность услуг для маломобильных групп населения
Если ответили да, пожалуйста, оцените доступность услуг для маломобильных групп населения
Если ответили да, пожалуйста, оцените доступность услуг для маломобильных групп населения
Если ответили да, пожалуйста, оцените доступность услуг для маломобильных групп населения