«ЭЛЕМЕНТ «ОГОНЬ»»

Огонь на ненецком языке — «ту» и в традиционном представлении считается живым существом. Слово «огонь» у ненцев женского рода.  Хозяйка домашнего очага — Ту Хада (огня старуха).

            Огонь ассоциирован с традиционным жилищем, чумом, теплом домашнего очага и главный элемент, позволяющий людям выживать зимой в суровых условиях Севера.

 

 

            Концептуальным символом стихии выбран охранный знак — дом, в центре которого горит огонь. Герои ненецких сказаний, в своих трудных путешествиях, в надежде говорят: «Я ищу горячего огня, еды ищу». Так они находят тепло, новый очаг, семью, защиту и поддержку. Огонь очага — жизнеподающая сила. В сказаниях у человека может не быть оленей, герои могут быть бедными или богатыми, но очаг есть у всех.

            Очаг занимает центральное место в чуме. Для него могут сделать углубление в земле или постелить очажный лист.

            Тепло огня обогревает, объединяет, кормит, избавляет от лишнего и ненужного. Огонь защищает от холода, голода и тьмы; объединяет всю семью, включая предков; является символом очищения и силы; используется в обработке натуральных материалов; основное средство утилизации мусора.

            В качестве топлива используют годные для этого деревья — ива, ольха, лиственница, береза. Когда в тундре заканчиваются дрова, топят рогами оленей.

            В стародавние времена внутри чума на очажном листе горел костер, сейчас вместо него на металлический лист устанавливают печку «буржуйку». В отсутствии спичек и зажигалок до сих пор огонь разводят трением сухого дерева.

            На огне приготавливают пищу. При приеме пищи раньше использовали деревянные блюда и ложки, дерево хорошо сохраняет тепло приготовленной еды. Для трапезы используют напольный столик.

            Над огнем развешивают и коптят только что пошитую одежду, выворачивая ее наизнанку, чтобы жильные нити герметично стянули швы.

            Над огнем длительное время периодически подвешивают тетиву из оленьих жил, натянутую на лук, многократно ее перетягивая, натягивая сильнее. Так продолжат делать от двух месяцев до полугода, пока не получится материал, способный выдержать силу стрелы на вылете. У огня сушат обувь и одежду.

            К огню в очаге или печи относятся очень бережно. К костру на улице гораздо меньше запретов.

            Открытый огонь за пределами чума разводят для приготовления пищи в теплое время года, когда в чуме слишком жарко и душно, чтобы разводить огонь. Над дымом от костра дубят шкуры и одежду для осени и зимы.

            Огонь используется и при плотнических работах для изготовления полозьев нарт и лодок.

            Над костром прогревают, настраивают бубны, подержав их над очагом некоторое время, от чего кожа мембраны ударного инструмента натягивается и звук бубна становится более звонким и высоким.

            Тепло домашнего очага обогревает жилище. Теплый воздух поднимается вверх и выходит через дымовое окно чума, но часть его задерживается в верхней трети чума, благодаря чему образуется воздушная подушка — зона высокого давления, не позволяющая холодному ветру проникнуть внутрь чума через дымовое окно.

            Женщина — хранительница домашнего очага и непосредственно связана со стихией «огонь». За поддержание огня ответственна старшая женщина в семье, которая помимо этого занимается и заготовкой дров. Если мужчина ответственен за свои занятия, связанные с длительным пребыванием на улице, то главная роль женщины — уют и тепло в доме, все, что связано с чумом. Поэтому на кисах женщины изображен большой треугольник символизирующий чум и маленький — очаг. Традиционная женская одежда — ягушка имеет распашной крой, пошита мехом вовнутрь и наружу. Вместо капюшона голову женщины покрывает капор. Женщина — продолжательница рода, именно в женской половине чума подвешивается люлька из дерева и бересты. На спинке берестяной люльки для защиты здоровья ребенка изображают охранный знак «глухарка».

            Берестяной туесок уже упоминался в разделе «Земля», на туеске изображены охранные знаки, один из которых нанесен на стены выставочного зала. Охранные знаки и орнаменты — культурные коды, хранящие в себе историю, традиции и представления о мире коренных малочисленных народов Севера.

Другие новости

Контакты
629805, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул.Советская, 82
Телефоны/факс:
(3496) 42 08 88, 42 00 10
E-mail: museum@noyabrsk.yanao.ru

museum@noyabrsk.yanao.ru
8 (3496) 42 08 88
Запись на экскурсии и мероприятия
Купить билет
Обратная связь с нами

Поиск по сайту

Личный кабинет Запись на экскурсии и мероприятия
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять