Музейный ресурсный центр города Ноябрьск

«В изгибах плавных линий. Русская графика XIX – начала XX века из собрания Дмитрия Фролова»

  • Дата и время проведения: 09-11-2018 по 20-01-2019 / Время:
  • Место: МБУК «Музейный ресурсный центр», ул. Советская, 82, телефон: 42-00-10
  • Цена: 0

  В экспозиции представлено около 70 графических работ известных российских мастеров эпохи XIX – начала XX века. Этот период является временем рождения графики как самостоятельного вида искусства.

  Именно тогда наибольшую популярность приобрело художественное направление в искусстве – модерн. Его отличительной особенностью является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных линий. Портреты, пейзажи, книжная иллюстрация, плакаты и открытки наглядно представят зрителям этот стиль, сочетающий в себе достижения минувших столетий и самые утонченные и изысканные тенденции своего времени.

  Помимо работ художников эпохи модерна, на выставке представлены уникальные графические листы мастеров XIX века, в том числе принадлежащих к объединению российских художников-передвижников.

  Среди знаковых имен экспозиции – участники знаменитого объединения «Мир искусства» Александр Бенуа, Константин Сомов, Евгений Лансере, Анна Остроумова-Лебедева. Портретный жанр этой эпохи представлен выразительными работами Валентина Серова, Ильи Репина, Георгия Верейского. Пейзаж показан листами Константина Богаевского, Осипа Браза, Вадима Фалилеева, Константина Юона. Среди прекрасных иллюстраций – хромолитографии Альфонса Жаб и Николая Бертрама.

  В витринах выставки будут представлены раритетные издания начала XX столетия: открытки и книги, оформленные Иваном Билибиным, Георгием Набутом, Дмитрием Митрохиным, Константином Сомовым. Из предшественников в экспозиции представлены работы Ивана Шишкина, Владимира Маковского, Федора Толстого, Василия Матэ, Федора Иордана, Ивана Пожалостина и Николая Уткина.

  Всего около 50 имен великолепных мастеров, представляющих как саму эпоху модерна, так и то, что ей предшествовало, и то, что пришло ей на смену.

  У ценителей искусства есть отличная возможность познакомиться с работами именитых художников-графиков до 20 января 2019 года по адресу: ул. Советская, 82

  Для справки:

  Дмитрий Александрович Фролова - директор АНО «Институт художественных и гуманитарных проектов». Он является инициатором встреч жителей Ноябрьска с известными художниками: Олег Яхнин, Вера Станишевская, Николай Домашенко.

  Дмитрий Фролов - известный коллекционер графики, знаток и ценитель книжной иллюстрации. В его коллекции находятся произведения как именитых, так и безызвестных, но не менее талантливых художников. В фондах Музейного ресурсного центра хранятся художественные работы, переданные в дар Дмитрием Александровичем из личной коллекции.

  Вход свободный (0+).

  Телефон для справок: 42-00-10.

  • О выставке

    Раздел, посвященный графике 19 века, рассказывает о времени, предшествовавшем революционным изменениям в искусстве, и представляет графику, как подчиненный живописи вид изобразительного искусства, где особое распространение имела репродукционная гравюра. В разделе представлены графические листы выдающихся мастеров-граверов Федора Толстого, Василия Матэ, Федора Иордана, Ивана Пожалостина и Николая Уткина, а также Ивана Шишкина, Владимира Маковского, Ильи Репина, принадлежащих к «Товариществу передвижных художественных выставок».

    Раздел, посвященный искусству графики рубежа XIX–XX веков, рассказывает об эпохе в русском искусстве, совершившем переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления. Характерная примета этого времени – художественные группировки. Одним из первых объединений, сыгравших исключительную роль в истории русского стиля «модерн», в развитии русской графики, стал «Мир искусства», в работах мастеров которого были ярко выражены национально-романтические тенденции.

    Зародившийся на заре XX века стиль модерн был очень плодотворным для искусства и стал стилистической базой рождения языка графики. Стилевая оригинальность модерна базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. В графике стиль модерн противопоставлялся классическому стилю, использовал асимметрию, нестандартные пропорции, растительные орнаменты. Графика стала более декоративной, пластическая сторона изображения приобретала главенствующую роль.

    В русской художественной культуре рубежа столетий искусство графики стало одним из самых интересных и актуальных явлений, воплотивших знаковую для того времени тенденцию к синтезу различных искусств, поиску новых выразительных возможностей традиционных техник. В разделе представлены графические листы Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Евгения Лансере, Анны Остроумовой-Лебедевой, Константина Сомова и других художников-мирискусников.

    В экспозиции центральное место отведено уникальной серии литографическких портретов выдающихся художников этого периода: Ильи Репина, Льва Бакста, Иосифа Браза, Валентина Серова. Представленные работы – это напряженные поиски идеального пластического воплощения идеи, самодостаточная, отточенная и лаконичная линия, естественная изысканность в самых непритязательных и обыденных мотивах. Расцвет русской графики в начале ХХ века многим был обязан именно Валентину Серову, благодаря которому карандашный эскизный росчерк получил черты репрезентативности, а портрет-набросок утвердился в статусе законченного, «выставочного» произведения.

    В разделе, посвященном эпохе постмодерна, представлены работы 1910-1930-х годов позднего поколения художников объединения «Мир искусства». С наступлением Первой мировой войны 1914 года заканчивается эпоха стиля модерн. После пролетарской революции 1917 года искусство в стране должно было стать управляемой частью идеологического проекта новой власти. Мастерам был предложен новый творческий метод – социалистический реализм. Одновременно в творчестве художников, сформировавшихся в дореволюционные годы, доже в новых советских реалиях не прерывалась нить, связывающая их поиски с искусством Серебряного века. В разделе представлены работы Григория Верейского, Константина Юона, Дмитрия Кардовского, Петра Митурича, Павла Шилинговского и других выдающихся советских художников-графиков.

    В витринах представлены раритетные издания начала XX столетия: открытки и книги, оформленные Иваном Билибиным, Георгием Набутом, Дмитрием Митрохиным, Константином Сомовым, Львом Бакстом, Михаилом Врубелем.

  • Литография

    Литография изобретена в конце XVIII века. В первой половине XIX века литография привлекла и русских художников, работавших в портрете и пейзаже: О. Кипренского, А. Венецианова, К. Брюллова. Чуть позже, во второй половине XIX века, появились жанровые литографии, сатирические листы, карикатура и книжная иллюстрация. В это же время к литографии обращается ряд крупных художников: И. Шишкин - в пейзаже, И. Репин в жанровых сценах, В. Серов - в портрете. Если в первой половине - середине XIX века литографическая техника использовалась, как удобный репродукционный способ, то с 1900-х годов рождается оригинальная литография, художники ищут способы раскрыть ее возможности, не превращая в простое дублирование карандаша, сангины, угля. В этом направлении весьма успешно работали представители художественного объединения «Мир искусства»: А. Бенуа, А. Остроумова-Лебедева, М. Добужинский.

  • Ксилография

    Ксилография появилась в средние века в связи с необходимостью книгопечатания.

    В России ксилография была широко распространена с достаточно раннего времени. Первыми значительными представителями этого вида творчества были граверы середины и второй половины XIX века - Е. Бернадский, Л. Серяков и В. Матэ. У последнего, в свою очередь, учились А. Остроумова-Лебедева, И. Фомин, И. Павлов, П. Шиллинговский, В. Фалилеев. Наряду с ними, в русскую графику 1910-х гг. вошли Д. Штеренберг, В. Фаворский, П. Павлинов, А. Кравченко, Н. Купреянов, В. Масютин. Все эти мастера в значительной мере сформировали советскую школу ксилографии, продолжая разработку старых тем графики - портрета, пейзажа, городского и архитектурного вида, книжной иллюстрации. Спецификой советской школы стал ее интерес как к старой реалистической манере и народному искусству, так и к авангардным течениям, тесная связь с производством, «полиграфичность».

  • Линогравюра

    Линогравюра была изобретена в начале XX века. Первым из мастеров русской школы гравюры к линогравюре обратился офортист Н. Шевердяев, ученик В. Матэ, в 1906 г. выставивший свои работы в Париже. В 1907 г. благодаря ему линогравюрой занялся И. Павлов, разработавший для русской школы все основные приемы новой техники. Эстампы в линогравюре печатали Е. Кругликова, Б. Кустодиев, И. Соколов, В. Фалилеев, В. Замирайло, А. Кравченко, Д. Митрохин, В. Фаворский.

  • Резцовая гравюра

    Для резцовой гравюры характерна строгая ритмичность линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; изгибы их точно соответствуют форме, а частота и насыщенность передают светотеневые градации. Лучшим образцам резцовой гравюры свойственны ясность и пластичность формы, богатство и гибкость светотеневых переходов, что достигается кропотливой и осторожной работой.

    Резцовая гравюра появилась в XV веке. В XVI-XVIII веках в качестве репродукционной техники, популяризующей произведения живописи и скульптуры, резцовая гравюра выдвинула крупнейших граверов-виртуозов - М. Раймонди, К. Меллан, Р. Нантёй, П. Древе, Р. Морген.

    В России в XIX веке в этой технике ярко проявили себя Ф. Толстой, Н. Уткин, Ф. Иордан, И. Пожалостин
  • Офорт

    Офорт появился в начале XVI века. Самый ранние образцы офорта в России выполнил прославленный иконописец С. Ушаков в XVII веке. В XVIII столетии в офорте работали А. Зубов, М. Махаев и др. Впоследствии к офорту обращались многие художники - фактически все графики и живописцы, пробовавшие себя в гравюре - например, О. Кипренский, Ф. Бруни.

    В 1871 г. возросший интерес к офорту среди живописцев оформился в создание общества аквафортистов в Санкт-Петербурге, в которое входили Н. Ге, И. Крамской, И. Шишкин, И. Репин, В. Поленов и др.

    До конца XIX в. продолжал существовать и процветать репродукционный офорт, крупнейшим художником в котором был В. Матэ. Значительным, хотя и малым по числу эстампов, был вклад в офорт В. Серова, внесшего в технику легкий штрих, обрывистость линии, особую прозрачность. Лучшими офортистами начала XX века были Е. Кругликова, Г. Верейский, И. Нивинский, в офорте работали Л. Бакст, А. Кравченко, П. Шиллинговский, И. Фомин, В. Фалилеев, Д. Митрохин, А. Самохвалов, В. Фаворский. Все эти мастера, за некоторыми исключениями, продолжали творить и в советской России.

Новости

«М-Арт и Ко»

«Твой выбор»

«Подача заявок на участие в Чемпионате «ЮниорМастерс. Креатив»

Внимание
Мы призываем жителей нашего города принять участие в опознании фотографий. Благодаря вашему участию мы сможем сохранить память о подвиге, который совершили первопроходцы!, Узнать подробнее
Еще интересно будет посмотреть
c 17-01-2019 по 31-05-2019
выставка

«В гости к самовару»

Выставка открытого хранения.
c 14-03-2019 по 28-03-2019
выставка

«ДШИ посвящается…»

Выставка приурочена к 40-летию Детской школы искусств и 35-летию ее художественного отделения.
c 25-03-2019 по 26-03-2019
выставка

«Театральные истории»

Лучшие работы «Золотого сечения» соберутся под крышей Музея.

c 22-02-2019 по 24-03-2019
выставка

«Женщине посвящается…»

Выставка, приуроченная к весеннему празднику 8 Марта.

c 27-02-2019 по 24-03-2019
выставка

«Ветер цветов»

Выставка живописи и художественного текстиля.

событие завершено

«Сколько стоит рубль»

Экспозиция знакомит с историей денежного обращения в России.
Музейный ресурсный центр Ноябрьск
Возрастное ограничение: 6+
Контакты
629805, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул.Советская, 82
Телефоны/факс: (3496) 42 08 88, 42 00 10
E-mail: [email protected]

Разработан и поддерживается:
Яндекс.Метрика

Запись на экскурсии и мероприятия