В сказках мудрость народная

Конкурс
  • Название события : В сказках мудрость народная
  • Место проведения : МБУК «Музейный ресурсный центр»
  • Адрес : ул. Советская, 82
  • Дата события : 29.03.2021 - 15.05.2021
  • Контактный телефон : 42-00-10
  • Возрастное ограничение : 6+
  • Стоимость билета от : 0 руб.

Описание

«Сборник сказок коренных малочисленных народов Севера»

Гордый олень

(мансийская  сказка)

Есть у манси на Северном Урале любимое озеро – Ватка-Тур.

Недалеко от него жил охотник Захар со своей семьёй. Был он трудолюбив, целыми днями ходил по тайге, охотился. Знал повадки каждого зверя, умел выслеживать хитрую лису, находить зимой медвежьи берлоги, ловить сохатого. Только оленей никогда не ловил – жалел их Захар.

Однажды летом пошёл Захар на озеро проверить поставленные им сети. Тихо на озере. Только и слышно, как рыба плеснёт или как утка вспорхнёт…

Вдруг видит: недалеко от него стоит красавец олень. Засмотрелся на него охотник – весло из рук выпало, а олень встрепенулся, замер на миг, потом гордо поднял голову с сереньким пятнышком на лбу и убежал прочь.

Прошло лето. Пришла и ушла осень. Наступила зима. А зима на Урале суровая да снежная. Трудно Захару с семьёй жить стало. Юрта совсем худая, и на охоте удачи нет.

Пошёл Захар в лес. День идёт, другой, из сил выбивается, а на след зверя набрести не может. Вышел к болоту и видит: на краю болота стадо оленей пасётся и среди них тот, с сереньким пятнышком на лбу.

Стал Захар потихоньку подползать к оленям. Вот уже совсем близко подполз. Быть бы ему с добычей, да дрогнуло сердце у охотника, жалко стало оленя убивать. Олени почуяли, что человек близко, и умчались.

Только хотел Захар повернуть обратно, вдруг видит: прямо к нему, опустив голову, идёт большой и сильный олень. Испугался Захар, а олень остановился около него и сказал человечьим голосом:

– Здравствуй, Захар! Давно я тебя знаю. Вижу, как ты трудишься, бродишь по тайге, а удачи тебе нет.

Захар отвечает:

– Спасибо, гордый олень, что добрым словом меня согрел.

– Будь завтра снова на этом месте, – проговорил олень и, высоко подняв голову, убежал.

На другой день, только показался первый луч солнца, Захар пошёл на болото. Красавец олень уже ждал его.

– Я буду твоим другом и помощником, – сказал он. – Садись на меня!

Быстро мчался олень по тайге. Сколько было радости и удивления, когда Захар вернулся домой!

Легче стало жить Захару: освободил его олень от самых трудных работ. Все привыкли к доброму оленю. И решил охотник отблагодарить его за доброту. Вечерами сидели они всей семьёй и вытачивали, отделывали каждую веточку — делали оленю такие рога, каких ни у кого нет. И вот рога готовы – крепкие, ветвистые, красивые!

Весной, когда начал таять снег, запряг Захар оленя и посадил всю семью на нарты.

– Поехали! – крикнул Захар.

И они помчались по бескрайней тайге.

Вот и озеро Ватка-Тур. Захар освободил оленя из упряжки и вывел к тому месту, где впервые увидел его. Старший сын Захара принёс приготовленные для оленя рога.

– Это тебе, дорогой олень! – сказал Захар.

Олень гордо качнул головой с новыми рогами. Прошёлся по берегу озера, копнул острым рогом землю.

– Спасибо тебе, олень, за помощь, – сказал Захар -Иди на свободу.

– И тебе спасибо, человек! С такими рогами мне и волк не страшен! – сказал олень и, встряхнув на прощанье красивыми рогами, скрылся в лесу.

С той давней поры все олени носят рога и дружат с человеком.

 

Длинный нос

(мансийская  сказка)

Как-то раз пошёл старик на охоту, а дело к вечеру было. Решил он в своей охотничьей избушке ночь переждать. Смотрит, в окошке огонёк мерцает. «Ну, – думает старик, – хорошо, значит, какой-то охотник раньше меня пришёл, вместе и переночуем».

Подошёл он к охотничьей избушке, заглянул в окошко, а там вместо охотника два страшных лесных духа звериные шкуры делят. Испугался старик, попятился от окошка, вдруг – хрясть! – сухой сук сломался.

Зашевелились в избушке лесные духи, а старик замер и прислушивается.

– Что это было? – спрашивает один лесной дух, а сам от страха дрожит.

– Нечего нам бояться, мы в лесу самые сильные, – говорит второй, а сам тоже дрожит.

Старик понял, что духи его испугались и думает: «Ну-ка, я их сейчас из избушки выгоню!» Оторвал кусок коры от дерева, в трубочку свернул и к носу приставил. Длинный-предлинный нос получился.

Просунул старик голову в окошко и как закричит:

– Ого-го! К вам в гости Длинный Нос пришёл!

Перепугались лесные чудища до смерти и выбежали прочь из избушки. Старик в избе переночевал, а утром принёс домой шкуры зверей, которые лесные духи оставили.

 

Два оленя

(ненецкая сказка)

Говорят, в тундре это было. Отбился домашний олень от стада. Долго ли, коротко ли бежал – встретился ему дикий олень и говорит:

– Что за жизнь у тебя! Человека на себе возишь. Тяжелую кладь тащишь. От упряжки весь загривок у тебя облез. А я сам по себе живу , где хочу, там и хожу. Моя жизнь лучше.

В ответ на это олень сказал:

– Нет, моя лучше. Присмотрись, сам увидишь.

Сказав это, побежал домашний олень обратно к стаду. И дикий олень за ним побежал. Над домашним оленем смеется:

– Ты, – говорит, – как на привязи ходишь. От человека на три шага отойти боишься.

Домашний олень ничего не отвечает. Подошел к стаду, начал вместе со всеми ягель из-под снега выкапывать и есть. Дикий олень остановился в сторонке.

Тут темнеть начало, ночь наступила. Задул ветер, поземка поднялась. Все сильнее, сильнее дует ветер. Тут человек отогнал оленье стадо в ложбину, в подветренную сторону. Прижались олени друг к другу, тепло им, ни о чем не беспокоятся.

А дикий олень один на открытом месте. Как ни станет, ветер ему шерсть ершит, снегом бока сечет. Еле дотерпел, пока поземка улеглась.

Всю долгую ночь сторожил человек стадо, никуда от него не отходил.

Наутро перегнал стадо на новое хорошее место. Дождался себе смены, потом запряг четырех оленей в нарты, к чумы поехал. Олени за ночь хорошо отдохнули, быстро бегут. А дикий олень поодаль за ними бежит, смотрит, что дальше будет.

Вот и чум показался. Выбежали из чума мальчик и девочка. Мальчик оленей распрягает, девочка по спине их гладит, из рук хлебом кормит.

Дикий олень издали на это смотрит. Увидел вкусную еду – самому есть захотелось. Снег копытами разгребать – ничего не нашел.

Убежал он далеко в тундру. Начал ягель искать. Только нашел – смотрит: прямо на него бежит волк, зубами с голоду щелкает. Так дикий олень ягеля не пожевал: пришлось ему от волка спасаться.

Бросился он бежать, волк за ним. Долго бежал олень, из сил выбился. Волк все не отстанет, вот-вот нагонит и в горло вцепится.

Тут чум показался. Возле него домашние олени спокойно ходят.

Дикий олень прямо к чуму подбежал. Выскочил из чума человек с ружьем, одним выстрелом убил волка. Увидел это домашний олень и спрашивает дикого оленя:

– Ну, чья жизнь лучше? Я на человека работаю, а он обо мне заботиться. Я человеку друг, и он мне друг.

 

Как медведь хвост потерял

(ненецкая сказка)

Жила когда-то лиса, а рядом в лесочке медведь жил. Часто они встречались, жили дружно, как родные братья. В те времена у медведя хвост пушистый да длинный был.

Однажды лиса говорит медведю:

– Пойду рыбки половлю, хочу свеженькой отведать.

Медведь спросил:

– Как же ты, сестричка, голыми руками рыбу станешь ловить?

Лиса говорит:

– Очень просто: суну хвост в прорубь, рыба сама придет – любит она за хвост цепляться!

Так лиса и ушла на ловлю.

Как раз тут мужики рыбу ловили. Лиса легла на снег, как мертвая. Наловили мужики рыбы, уложили на нарту и поехали. На дороге лису увидели и на рыбу в нарту ее положили. Лиса мешок с рыбой прогрызла, рыбу на дорогу всю выбросила, а потом и сама убежала.

Сидит лиса и ест рыбу. Медведю даже завидно стало.

Думает: «Так-то и я могу наловить!»

Пошел медведь на реку, засунул хвост в прорубь и сидит.

Долго сидел так. Надоело. Думает: «Дай попробую, много, должно быть, уже рыбы на хвосте!»

Начал хвост из воды тащить, а хвост, оказывается, примерз. Стал медведь тогда изо всех сил дергать свой хвост, да и оторвал его.

С тех пор медведь без хвоста остался. Никакого хвоста у медведя теперь нет.

Кукушка

(ненецкая сказка)

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на обуви натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

– Детки, воды мне дайте… Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит:

– Я без пимов.

Другой говорит:

– Я без шапки.

Третий говорит:

– Я без одёжи.

А четвёртый и совсем не отвечает.

Сказала тогда мать:

– Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!..

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотел старший есть – заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын:

– Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей:

– Мама, мы тебе водички принесли!

Отвечает им мать:

– Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я…

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит:

– Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали:

– Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…

Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

 

Легенда о последнем Еггоре (мамонте)

(по мотивам ненецких легенд)

Давно это было. Когда на небосводе не светила Нгрэм Нумгы (Полярная звезда),земля все двенадцать лун одевалась в зеленую малицу, украшенную яркими цветами, а травы были густые и высокие, что достали бы до самой верхушки хорея, если поставить одним концом кверху.

Много разных животных тогда паслось на просторных лугах.

Жил на этой земле Великан Еггор (мамонт), животное, по величине которому не было равных. Похож он был на огромный холм, покрытый длинной, густой шерстью. Впереди у него было два красных бивня, которыми он прокладывал себе путь в густых зарослях травы и кустарника. Когда Еггор поднимал свой хобот, чтобы протрубить песню, то доставал до облаков.

Большое стадо Великанов мирно паслось на этих землях много тысяч лет назад, никому не причиняя вреда.

Однажды Нум Вэсако – небесный Бог. Который следил за порядком на земле и на всех семи небесах, подумал, что на земле как нигде хорошо и спокойно.

Решил он навестить свою самую прекрасную старшую дочь Нгрэм Нумгы (Полярную звезду).

Прознал про это злой дух Нга и раскачал землю, да напустил на нее Нгрэм Хоро (Холодный северный ветер). Послал он злую птицу Минлей, чтобы принесла она ночь на своих крыльях.

Худо стало на земле. Оделась она в белую малицу, а реки и озера Нгрэм Хоро крепким льдом сковал.

Холодно и голодно стало лохматым Великанам. Собрались они и пошли в сторону синих каменных гор, за которыми спряталось солнце.

Долго они шли усталые и голодные. Наконец пришли к широкой замерзающей реке и решили перейти ее по льду.

Лишь немногие остановились, предчувствуя опасность, другие же Великаны увлекли их за собой.

Один Еггор увидел холм, решил взобраться на него и посмотреть сверху, насколько длинным и опасным будет этот путь.

Тем временем стало двинулось через реку. Но не успели они отойти от берега, как лед проломился под тяжестью их тел, и они утонули в большой холодной и черной дыре.

Остался только один, что был на холме, да и тот окаменел от горя, поняв всю глупость безрассудство своих братьев.

 

Верность

(миф селькупов)

Немногие старые люди знают, не все птицы, века живущие, помнят, как появилась эта птица на Тыме. Давно это было.

Старики рассказывают: там, где к великой реке Оби слева бегут притоки Васюган и Парабель, лежит с давних пор болотная страна. Ни пешком, ни на лодке там не пробраться летом. Только зимой на легких лыжах есть по той стороне пути. Люди мало селились в таких местах. А там, где к Оби бежали притоки справа, по рекам Тым и Кеть, начало берущим от самого Енисея – брата Оби, – лежит чудесная страна. Чем выше подняться от устья Тыма вверх, веселей становится глазам человека. Здесь нет мокрых гнилых болот, воды рек прозрачны, как капли дождя, по сухой земле человек пройдёт всю страну вдоль и поперёк.

Не все знают, когда здесь жил лесной богатырь. Давно это было. Умерла у богатыря молодая жена, оставила ему маленькую дочку. Богатырь так любил свою жену – не стал искать другую. А годы бежали один за одним, выросла у него дочь красавица, вся в мать. Была она смелая и быстрая на любую работу. Ходила с отцом на охоту, промышляла зверя и птицу, делала самоловы, настораживала их по звериным тропам, добывала белку и медведя. Любил богатырь свою дочь, ничего для неё не жалел. Были у неё меха, отливавшие серебром, соболиные шкуры темнее ночи, одежды, бисером расшитые. Только сама она была прекраснее всего на свете. В голубых глазах её будто утонуло синее небо, в косах словно играл лунный свет, ноздри тонкого носа вздрагивали, как у чуткого лося, а щеки горели, как весенняя заря. Девушка так быстро бегала на лыжах, что сам ветер задыхался, её догоняя. Она лучше всех готовила сладкую пищу. Чисто было в её жилище. Всё успевала делать красивая девушка, и была она весёлая, как летний день.

Но однажды девушка стала грустной, и руки её делали всё не так, как всегда. Богатырь спросил ее:

– Здорова ли ты, дочь? Не больна ли?

– Я здорова, отец, только не могу найти себе покоя. Приснился мне сон, никак не могу отогнать его прочь.

– Какой же сон ты видела? – захотел узнать богатырь – Как будто я видела его наяву, – ответила дочь. – К нашему жилищу шёл молодой высокий охотник. Он шёл через лес и болота, легко ступали его ноги, за плечами ладно висел лук. Глаза его горели, и волосы вились на ветру. Он шёл прямо ко мне и вдруг исчез. И теперь мне не хочется надевать соболиные меха, не хочу есть сладкой стерляди и вкусного мяса. Я никогда не была такой.

Отец улыбнулся в ответ и сказал:

– Не грусти, дочь, будет у нашего жилища охотник, который приснился тебе. Сердце твоё ищет друга. Это хорошее сердце.

В тот вечер позвал богатырь верного друга птицу – скопу. Сказал ей:

– Пролети над нашей страной, расскажи людям, что видела дочь во сне. Пусть услышит молодой охотник с горящими глазами, легко идущий через лес и болота. Пусть он придёт к нашему жилищу.

Полетела скопа рассказывать людям, как велел богатырь. На лёгких крыльях разнесла она весть по прекрасной стране. Услышал о прекрасной девушке старый злой колдун. Был он горбат и крив на один глаз. Трёх жён уморил злой колдун чёрной работой. Сам он не ходил на охоту, не ловил рыбу, не рубил дрова для очага. Всё делали его жёны, а колдун ел самую сладкую пищу и делал людям зло. Жил он по ту сторону реки, но всюду поспевал на своих кривых ногах.

Первым к жилищу богатыря приплыл он.

– Слыхал я, богатырь, твоя дочь ищет верного мужа. Всё у меня есть: и снасти ловить рыбу, и лук со стрелами, и лёгкие лодки; жилище моё украшено шкурами. Пусть идёт твоя дочь ко мне в жёны.

Тут услышал колдун звонкий смех, будто зажурчал чистый ручей. Это засмеялась дочь богатыря, услыхав слова колдуна. Она вышла вместе с отцом из чума. Старый богатырь сказал в ответ:

– Нам с тобой о смерти надо думать, старый человек. У молодых жизнь впереди. Моя дочь тебе не пара. Разве ты сам этого не видишь?

Зло рассмеялся колдун.

– Ты не знаешь моей силы. Я волшебством могу обратить себя в молодого.

– Что же ты не сделал этого раньше? – спросил богатырь. – Ты испугал мою дочь. Теперь, если ты даже уже уморил трёх жён, четвёртой у тебя не будет.

Колдун затрясся, подскочил, ударился о землю – хотел молодым стать, а стал еще горбатее и старее. Прыгнул он в лодку и закричал:

– Твоя дочь ждёт молодого охотника. Я сделаю так, что он никогда не дойдёт до твоего жилища. Покрою всю землю гнилыми болотами, он захлебнётся в первом.

Тут услыхали они весёлую песню. Молодой, сильный голос летел через всю тайгу и озёра. Это шёл молодой охотник. Скопа принесла ему хорошую весть. Затрясся колдун, взмахнул рукой в левую сторону, откуда слышался голос, и там опустилась земля и легло гнилое болото. Взмахнул вправо колдун рукой – и там появилось болото. Но только голос становился всё ближе и ближе. Молодой охотник шёл, как лось, по болотам, не проваливаясь. Он подошёл к жилищу и сказал:

– Здравствуй, богатырь! Здравствуй, прекрасная девушка! Скопа принесла мне весть. Я нашёл вас. Здравствуй, дедушка! – сказал он, увидел колдуна. Он подошёл к девушке и взял её руку. – Я давно искал тебя. Ты моё счастье.

Тут колдун собрал все свои чары и закричал:

– Ты не будешь счастлив, ты перешёл мне дорогу, и за это я обращу тебя в птицу.

Он так и сделал. На глазах у богатыря молодой, прекрасный охотник превратился в кулика. Он взлетел над жилищем и грустно закричал:

– Хорр-хорр!..

Девушка закричала от горя:

– Обрати, злой колдун, и меня в птицу.

Колдун так и сделал. И две птицы заметались над жилищем. Не стерпел богатырь – выхватил меч и разрубил злого колдуна пополам…

Давно умер старый богатырь, опустело его жилище. А птицы, не жившие раньше на Тыме, летают на утренней и вечерней заре и зовут друг друга.

 

Соколиный костер

(сказка селькупов)

Жили-были дедушка Эйо и его маленький внук Эне. И была у них собака Айя, она помогала в тундре оленей находить, в тайге соболей да белок выискивать.

Дедушка Эйо с собакой Айей на охоту ходил, а Эне дома оставался, огонь в чуме поддерживал, обед варил.

Однажды дедушка Эйо пришел из тундры опечаленный, сказал:

– Внучек мой Эне, нет у нас больше нашей Айи. Она от волка меня спасла, но он ее ранил. Пока я волка прогонял, Айя потерялась. В тундре стало темно. Айю не найти теперь.

Эне горько заплакал:

– Что же делать? Нельзя раненую Айю в тундре оставлять.

Тут Сокол пролетал, спросил мальчика

– Что случилось? Эне со слезами рассказал ему все.

– Не плачь, Эне, – сказал Сокол. – Ты моих соколят в гнезде не тронул, ну я тебе помогу. Возьми-ка кедровую лапу и подожги её кончик в костре.

Эне не знал, зачем это нужно, но сделал, как велел ему Сокол. Принес из чума подожженную кедровую лапу.

Сокол взял кедровую лапу в клюв и взмыл в небо. Высоко-высоко взлетел. И расступилась на небе тьма. Сокол кругами летал, тундру освещал, а Эне с дедушкой Айю искали. Догорела в клюве Сокола кедровая лапа, на Эне уже увидел собаку. Скоро они с дедушкой принесли её в чум.

– Спасибо тебе, смелый Сокол! – крикнул в небо Эне.

Сокол качнул крыльями и улетел. А в северном небе с тех пор часто загорается кругами костер, чтобы светить тем, кто хочет сделать какое-нибудь хорошее дело. Люди называют этот костер Северным Сиянием.

 

Идэ

(хантыйская сказка)

Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его к себе бабушка Ймъял-Пая.

Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.

«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы он на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?» – думала бабушка.

Был как-то урожайный на кедровые орехи год. Бабушка и говорит:

– Пойдём, Идэ, орешки собирать!

– Пойдём, бабушка!

Бабушка села в лёгкую лодку-долблёнку, усадила Идэ, положила ружьё, подтолкнула лодку – и поехали.

День был ясный. Солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Тым-река от одной песчаной отмели до другой бежит.

Приехали бабушка с Идэ, вышли на берег, поднялись на гору, пошли в тайгу.

В тайге птицы поют. Далеко слышно: кедровка стучит, орешки из шишек выбирает.

Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой по сучку ударит – шишки сами падают.

Полную лодку орехов насыпали, домой собрались, а бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.

– Ох, Идэ, кошёлку забыли! Сбегай принеси! – говорит она.

Идэ на гору побежал. Видит: лежит кошёлка, а рядом ружьё.

Идэ с горы глядит: бабушка оттолкнула лодку от берега и уехала.

Закричал Идэ, заплакал:

– Зачем ты оставила меня, бабушка?

Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу – быстро гребла веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.

Остался Идэ один в тайге. Начал по берегу бегать, искать, где бы спрятаться. Искал, искал – нашёл дупло. Залез в него, клубочком свернулся, лежит тихо, ружьё к себе прижимает.

Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит, кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Страшно Идэ. Думает: звери пришли, съедят его. Со страху кричать начал:

– Всего съешьте, только голову не троньте!

А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт – шишки падают. Идэ ещё крепче ружьё к себе прижимает.

Сколько ни боялся Идэ, заснул всё-таки. Спал, спал – проснулся. Смотрит: светло стало, солнце высоко, птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ ощупал себя. Цел ли? Левую руку протянул – здесь рука. Правую руку протянул – здесь рука.

Идэ из дупла выскочил, на ноги встал. Смотрит: кругом шишки. Ой, сколько шишек!

Стал Идэ шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!

Большую кучу шишек собрал Идэ, на берег посмотрел, видит: бабушка приехала. Идэ бабушке руками замахал, кричит:

– Зачем ты меня одного оставила?

А бабушка ему отвечает:

– Не сердись, Идэ. Ты – человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек – везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!

Подумал Идэ: «Права бабушка. Не надо бояться».

Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали они орехи собирать, полную лодку набрали и домой поехали.

Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.

Хорошо!

С тех пор Идэ бояться перестал. Куда захочет – один идёт.

Так бабушка отучила внука бояться.

 

Маченкат

(хантыйская сказка)

Давно это было. Жили брат с сестрой. Отца, матери не помнили, одни в тайге выросли.

Сестра дома пищу готовила, а брат зверя промышлял. Подошла охотничья пора – брат в тайгу собрался.

Брат сестре наказывал:

– Маченкат, если гости будут, ты хорошо встречай. Бурундучок придёт – накорми, сорока прилетит – тоже накорми.

Брат ушёл. Сестра из меха шубу шить начала. Работала, работала – ни сорока не прилетела, ни бурундучок не пришёл – медведица пожаловала! В дом вошла – поклонилась.

Маченкат испугалась, к печке подскочила, золы схватила – зверю в глаза бросила.

Медведица лапой прикрылась, заревела, по дорожке, по какой брат ушёл, побежала.

Время пришло – снег таять начал. Сестра брата ждёт. Сегодня ждёт и завтра ждёт. На край высохшего болота вышла. Видит: вихорь-снег вдали поднимается, будто брат идёт навстречу. Думает: «Сердится, видно, на меня брат!» Смотрит, а вихорь пропал, брата не видно. Пождала, пождала, повернула лыжи назад, пришла домой. Вечер прошёл, ночь прошла, а брата и утром нет.

Живёт Маченкат дальше. Снег совсем сходить начал. Снова она лыжи надевает, отправляется брата встречать. На болото вышла, опять то же видит: брат навстречу идёт, снег-вихорь вверх поднимается. Маченкат подумала: «Пусть сердится брат – пойду встречать!» Доходит до того места, где вихорь поднимался, а брата здесь нет, как не бывало. Лыжня, где он шёл, заровнялась, а по ней медведь прошёл. Сестра по медвежьему следу пошла. Дошла до края тайги – стоит нарта брата, а его нет нигде. Брат, видно, домой шёл, медведь его встретил. Сестра подумала: где искать брата?

…Вечером себе котомку сделала. Всю ночь не спала. Утром, только светло стало, на улицу вышла. Лыжу взяла, бросила к верховью реки. Лыжа катиться не стала, перевернулась.

«Туда дороги мне нет», – подумала сестра. Лыжу на низ бросила к устью. Туда лыжа покатилась. Вот куда идти надо.

Маченкат на лыжи, выдренным мехом подбитые, встала, по тому пути, куда лыжа покатилась, пошла.

Долго ли, коротко ли шла – вечерняя пора подходит, дрова заготовлять время настало. Переночевать надо. Маченкат пней гнилых натаскала. Для растопки пень берёзовый сломить надо. Сломила пень – из-под него лягушка выскочила.

– Какая беда! – лягушка закричала. – Ты мою избу сломала. Хочешь меня заморозить?
Девушка ей говорит:

– Сломала – поправлю, я ведь не знала, что тут твой дом…

– Давай вместе ночевать, – говорит лягушка, – сестрами будем. Я сейчас костер разведу, котелок вскипячу, ужин сделаю.

Занялась лягушка делом: гнилушки сыплет в котел. Девушка говорит ей:

– Не будем гнилушки есть. Мясо сварим. У меня запас есть.

Согласилась лягушка:

– Давай мясо есть.

Сварили ужин, поели. Легли спать. Утром лягушка говорит:

– Давай поменяемся на время одеждой и лыжами.

Девушка лягушкины лыжи-голицы надела, шубу дырявую надела, а лягушка её лыжи, мехом подбитые, и шубу взяла.

Пошла девушка в гору, а лыжи назад катятся. Никогда она не ходила на лыжах-голицах – падает. Насилу догнала лягушку.

Лягушка радуется:

– Ой-ёй-ёй! Какие лыжи у тебя! Под гору сами катятся, в гору сами идут!

Маченкат говорит:

– Ох, какие худые у тебя лыжи! На гору не могла вылезти на них. За снег хваталась – все руки поцарапала.

Тут они снова поменялись всем. Лягушка свою дырявую шубу надела, а девушка – соболиную шубку.

Лягушка говорит:

– Ты, девушка, для подружки ничего не жалеешь. За это я, срок придёт, отплачу тебе.

Сварили они обед. Поели. Пошли в свой путь.

Долго ли, коротко ли шли, слышат, где-то лес рубят. Они ближе подходят. Видят, люди город большой строят. Лягушка сказала девушке:

– Сейчас нас женихи встретят. С золотыми подвязками мой жених будет, с ременными подвязками – твой жених.

Девушка лягушке отвечает:

– Что ты, сестричка, говоришь? В незнакомый город пришли, какие здесь женихи нам с тобой?

К берегу подходят, а два парня -навстречу к ним: одного звать Кана, другого – Колькет.

Кана -человек умелый был, знает всё и всё может сделать. Девушка смотрит на Кана. На нём золотые подвязки. Кана к лягушке подошёл, поклонился ей, на плечо руку положил, и тут она в девицу-красавицу превратилась.

Колькет подошёл к Маченкат, поклонился ей. Глаза голубые улыбаются, кудри вьются кольцами.

Колькет девушку Маченкат за руки стал брать:

– Я давно тебя ждал.

Она руку отдернула:

– Что ты! Никто меня сроду за руки не водил. Сама я сюда пришла, и на гору сама тоже пойду.

Колькет всё-таки помог на гору взойти. Им люди навстречу вышли, много народу. Утром стали свадьбу готовить, столы поставили. Весь народ на праздник собрали. Пир был большой.

Долго ли, коротко ли жили – снег растаял. С реки лёд унесло.

Маченкат говорит Колькету:

– Надо съездить на родную сторону, брата родного поискать.

Собрались Колькет с женой и Кана со своей женой. Сделали лодку крытую. На родину Маченкат поехали по реке. Кана говорит:

– Всё равно найдём его. Пока своего не добьёмся – искать будем.

Много ли, мало ли ехали, вдруг увидели они – несёт по реке щепки свежие. Подумали: «Кто щепки нарубил?». Еще немного проехали, увидали – на вершине кедра сидят маленькие медвежата, делят кедровые шишки.

Слышат – спорят медвежата. Большой говорит: «Я свои шишки тёте отдам», а маленький говорит: «А я дяде отдам». Потом с кедра скатились на землю, к берегу подбежали, об землю ударились – ребятишками стали. Закричали:

– Дядя! Тетя! Нас в лодку посадите!

Кана говорит:

– Однако, нашли мы твоего брата, Маченкат.

Посадили ребят в лодку, поехали дальше. Вот старший говорит:

– Тётя, мама сильно рассердилась, когда услыхала, что ты едешь. Отец не сердится. Он дома вас будет встречать, а мама медведицей обернулась. Ты только не бойся, подходи. Что у тебя есть, с тем и кланяйся ей.

Увидели они дом на берегу – брат Маченкат у входа их встретил. Обрадовался, всех в гости позвал. Вскоре в избу вошла медведица.

Маченкат вынула шёлку большой кусок, медведице поклонилась: «Прости меня», – сказала и шёлком накрыла её. Медведица на улицу вышла. Стряхнула с себя шкуру – женщиной стала. В избу вошла, словами не рассказать – какая красавица. От волос и бровей будто серебро сыплется. Тут они помирились, поцеловались. Смотрит Маченкат: у жены брата одна щека обожжена. Догадалась Маченкат, говорит ей:

– Разве я бросила бы золу в тебя, если бы знала? Брат наказывал: бурундучок придёт – накорми, сорока прилетит -накорми. А ты не бурундучком, не сорокой – медведицей пришла.

Брат сказал ей тут:

– Есть в тайге закон: кто другом в гости придёт, всегда хорошо встречай! На дружбе – мир держится.

Тут начался у них пир. Сухари из мяса были, оленина была, сало лосиное было.

Долго пировали.

 

Самая красивая сказка

(хантыйская сказка)

Далеко в лесу в летнем стойбище в чуме жили три брата.

Один за дичью охотился слопцами и черканными, и самострелами зверей добывал. Другой рыбу ловил, сети ставил. А третий брат хозяйничал, еду варил, из дерева разные вещи мастерил, игрушки делал: оленей из щепок.

Долго так жили или коротко так жили, и однажды у них дело такое случилось. Сидят они в чуме вечером и младший брат говорит:

– Мы все сделали, на улице уже стемнело, давайте будем песни петь.

Все трое стали петь песни. Каждый поет свое имя и расхваливает себя.

Старший поет о том, как зверя поймал, какой он хитрый и смелый.

Средний поет, что он ловкий, много рыбы наловил, сети крепкие ставил.

А младший поет о том, какие хорошие сети он плетет, ловушки и нарты делает.

Такие они песни пели. Тут средний брат и говорит:

Почему ты мою песню поешь? У меня была лучше.

Младший брат ему отвечает:

Я не пою твою песню, это ты мою поешь.

А старший брат и говорит:

Самая красивая песня была у меня.

Они начали спорить у кого самая лучшая и красивая песня. Долго они спорили пока этот спор до драки не дошел.

Младший брат говорит:

– Стойте, братья! Смотрите, враги к нашему чуму идут. Бежать надо, а то они нас всех убьют.

Старший брат:

– Смотрите, они идут с факелами. Бежим быстро к лодке, пока они еще далеко.

Побежали они к реке, сели в лодку -долбленку, весла схватили и стали грести каждый в свою сторону. Куда плывут, не видят, темно, только звезды чуть горят. Долго они так гребли, вдруг на берегу чум увидели.

Средний брат и говорит:

– Это их чум. Наверное, они наш чум уже сломали, так надо им тоже все сломать.

Братья тихонечко подходят к чуму, прислушиваются и начинают ломать чум. Покрышку для чума рвут, шесты ломают, посуду переворачивают. Старший брат берет в руки лук, рассматривает и говорит:

– Стойте, смотрите, это же мой лук! Это же мои стрелы!

Поняли братья, что жилище свое разорили, так и остались без своего чума. Стали свой чум строить. Решили дружно жить и одну песню петь.

 

 

Скачать положение

Расписание события

Другие мероприятия

Контакты
629805, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул.Советская, 82
Телефоны/факс:
(3496) 42 08 88, 42 00 10
E-mail: museum@noyabrsk.yanao.ru

museum@noyabrsk.yanao.ru
8 (3496) 42 08 88
Запись на экскурсии и мероприятия
Купить билет
Обратная связь с нами

Поиск по сайту

Личный кабинет Запись на экскурсии и мероприятия
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять